Рисование с детьми. растим творческую личность

Пропорции рук

Правильное отображение фигуры человека на холсте или бумаге зависит от знаний художника относительно пропорций рук, локтей, ключицы, предплечья и кисти

Также важно уметь применять имеющиеся знания на практике

Как соблюдать пропорции при рисовании рук:

  1. Рисование рук начинается с отметки ключиц, длина которых составляет размер одной ладони.
  2. Крепление плечевой кости происходит под ключицей. Верхняя часть этой кости имеет дельтовидную мышцу, которая хорошо выделяется практически у каждого человека. Именно по этой причине ее необходимо рисовать, причем соблюдая все правила глубины, объема и пропорций.
  3. Чтобы обозначить дельтовидную мышцу правильно, необходимо определить ее размер. Он равен величине ладони.
  4. Отметка расположения локтя будет находиться ниже на одну величину локтя от линии, где заканчивается дельта.

Представленные выше пропорции считаются стандартными и практически всегда одинаковы для каждого человека.

Определившись с техникой определения пропорций тела человека, можно переходить к процессу изображения деталей и отличительных черт внешности.

Основные техники рисования карандашом

Как быстро научиться рисовать карандашом? Для этого придется освоить специальную технику карандашных рисунков. Чаще всего при создании карандашных рисунков применяются такие техники как растушевка и штриховка. Начинающим проще всего освоить растушевку. Нужно отметить, что в художественных школах акцент делают на обучении техники штриховки, считая растушевку менее полноценной.

Штриховка

Как научиться рисовать карандашом, используя штриховку? Ее выполняют путем последовательного нанесения карандашом на закрашиваемую поверхность коротких неглубоких параллельных линий, располагая их на небольшом расстоянии

При этом, заканчивая линию, важно отрывать карандаш от бумаги, а не вести его заостренный кончик зигзагом в начало следующей линии, оставляя видимый след. Участок рисунка штрихуется строго в одном выбранном направлении.. Штриховка помогает добиться изменения насыщенности тона рисунка

Для этого художник меняет частоту штрихов и направление штриховки, выбирая между вертикальными, горизонтальными и диагональными штрихами. Чтобы увеличить глубину цвета прибегают к нанесению перекрестных штрихов разной направленности. При необходимости для передачи рельефа поверхности, можно воспользоваться штрихами из непрямых линий – дугообразными или ломаными.

Штриховка помогает добиться изменения насыщенности тона рисунка. Для этого художник меняет частоту штрихов и направление штриховки, выбирая между вертикальными, горизонтальными и диагональными штрихами. Чтобы увеличить глубину цвета прибегают к нанесению перекрестных штрихов разной направленности. При необходимости для передачи рельефа поверхности, можно воспользоваться штрихами из непрямых линий – дугообразными или ломаными.

Штриховка идеально подходит для отображения тонов и теней, текстуры поверхности. Однако она считается относительно сложной для начинающих, и ее освоение требует много времени. Поэтому сначала предпочтительнее освоить технику растушевки. Ее применяют и тогда, когда нужно скрыть ошибки штриховки.

Растушевка

Как научиться рисовать карандашом с помощью растушевки? Она позволяет добиться большой натуральности изображения, так как происходит плавная градация тона. Растушевка осуществляется следующим образом: на область рисунка наносятся первоначальные штрихи, которые затем растираются растушкой или ее заменителями – ватными палочками, тряпочкой из замши, кусочком бумаги. Некоторые растушевывают рисунок, используя пальцы, но такая практика может привести к появлению на работе жировых пятен, что не добавит ей эстетичности.

Если вы решили воспользоваться растушевкой, то предварительную штриховку нужно делать перекрестными ломаными штрихами. Растирают штрихи только в одном направлении – сверху вниз. Главное – добиться видимой однородности растушевки. При необходимости те участки, которые вышли светлее повторно подштриховывают карандашом, а более темные области осветляют ластиком.

«Грачи прилетели» рисунок карандашами

Знаменитый русский художник А.К. Саврасов оставил немалое творческое наследие. А его картина «Грачи прилетели» считается самым популярным отечественным пейзажем.  На нем показана  смена времён года, только пробуждающаяся природа.

На мгновение мы тоже превратимся в живописцев, и сделаем собственный шедевр по мотивам знаменитого полотна!

Необходимые материалы и инструменты:

  • Лист бумаги
  • Простой карандаш, ластик
  • Цветные карандаши

Приступим к творчеству:

Намечаем линию горизонта чуть ниже центра. Отметим столбы берез, чем ближе к вершине, тем больше они сужаются. Деревья должны получиться высокими и изогнутыми. Дополним ветвями с, расположенными на разной высоте, гнездами. Изобразим грачей рядом со своими домиками, галочками рисуем летящих птичек.

Чтобы нарисовать колокольню, намечаем прямоугольник, а затем треугольную крышу и шпиль.  Так как на картине изображена ранняя весна, нарисуем еще не растаявшие сугробы снега. На заднем фоне отметим кроны растений, кривой линией. У стволов изобразим проталины и первую траву.

  • Легкими движениями покрываем стволы черным карандашом. Так как береза не вся черная, закрашиваем только основание и край, а после намечаем пятнышки.
  • Лес на линии горизонта слегка закрасим синим, так как предметы которые находятся дальше от нас, за счет воздушной перспективы становятся синеватыми. Поменяйте направление штриховки и покройте предметы, которые находятся ближе еще раз.

Голубым карандашом легко и воздушно раскрашиваем небо, для этого возьмите инструмент в руку выше, чем обычно.  Коричневым оттенком отметим проталины, а зеленым цветом травку. Обводим и закрашиваем башню, добавляя более мелкие узоры на крыше. Не забудьте прорисовать окошки!

  • Теперь сделаем гнезда, для этого рисуем детально веточки, из которых они состоят.  Должно получиться нечто похожее на корзиночку.
  • Пришла очередь птичек в гнездах. Грачи кажутся нам черными, но на самом деле если приглядится, то можно увидеть,  что их перья отливают фиолетовым и зеленым цветами. Именно ими мы и раскрасим наших пташек. При рисовании птички на переднем плане, с большей силой нажимаем на карандаш, и прорисовываем текстуру перышек. Еле касаясь полотна, намечаем тени от элементов.

Надеемся, что у вас все получилось. Главное помните, что главный секрет успеха – это повторение!

Уроки рисования от 2 лет

Перед началом урока важно убедиться, что рабочее место ребенка хорошо освещено. Все принадлежности он должен доставать, не вставая со стула. Стол лучше покрыть плотной клеенкой, которую легко отмыть, ведь дети в таком возрасте сильно марают все вокруг на занятиях

Стол лучше покрыть плотной клеенкой, которую легко отмыть, ведь дети в таком возрасте сильно марают все вокруг на занятиях.

Начать первый урок стоит с пальчиковой техники. Описание процесса пошагово:

  1. Мама или другой взрослый окунает палец в краску, ставит отпечаток или проводит им по бумаге. Достаточно буквально 1-2 мазков.
  2. Нужно предложить ребенку сделать то же самое. Можно взять один его пальчик, смочить краской, поставить пятнышко.
  3. Рекомендуется помочь ребенку нарисовать пальцем легкую картинку – лепесток, гусеницу. Можно сделать солнце с лучами.

Далее можно заниматься с малышом по мере возможности, позволяя ему делать рисунки самостоятельно и с помощью взрослых. Не стоит давать краску в большой таре, достаточно мелких баночек, чтобы в них не помещалась вся рука. Лучший вариант – купить специальный набор именно для данного возраста.

Ближе к 2,5-3 годам можно уже осваивать иные художественные приемы. Например, техника «клякса» выполняется так:

  • мама сгибает лист пополам, на одной стороне рисует любую картинку гуашью, например, крыло бабочки;
  • плотно прижимает половинки листа друг к другу, позволяя крылу отпечататься на чистой стороне;
  • помогает ребенку проделать те же действия, нарисовав кляксу, фигуру, листок, цветок и прочие картинки.

К трем годам у малыша обычно получается обводить трафареты, которые можно купить, распечатать из интернета. Их возможно оставить в виде контуров рисунка, закрасить, заштриховать. Проще всего начинать с трафаретов геометрических фигур – кругов, квадратов, треугольников. Также в этом возрасте можно делать отпечатки всей ладони, закрасив ее гуашью. Маме стоит показать, как из серии таких отпечатков делают настоящие картины – букеты, солнце, деревья и т. д.

Полезные советы для родителей маленьких художников

Напоследок еще несколько советов, которые позволят вам и вашим детям быстрее освоить навык рисования и получить от процесса удовольствие.

1. Пробуйте разные материалы для творчества, чтобы малыш мог определиться, чем ему удобнее и интереснее рисовать. Карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, восковые мелки, пастель – все они по-разному ведут себя на бумаге.

2. Для первых рисунков выбирайте мягкие цветные карандаши или мелки, чтобы ребенок мог оставлять след на бумаге без сильного нажима.

3. Правильный захват тремя пальцами помогут освоить небольшие мелки, а также карандаши с тремя гранями. Круглые лучше покупать детям постарше, которые уверенно держат инструменты для рисования в руках.

4. Для детей, которые все тянут в рот, выбирайте фломастеры на водной основе с пищевыми красителями. И, конечно, не оставляйте юных художников один на один с предметами для творчества.

5. На этапе изучения фигур и форм обводите их пальчиком малыша, чтобы запустить мышечную память. Этому также помогают трафареты, которые ребенок может обводить карандашом или фломастером.

6. Помните про технику «рука в руке». Берите руку малыша в свою и рисуйте вместе. Главное, делать это мягко, не настаивая, когда ребенок в настроении и его ручка расслаблена.

7. Один из важных этапов в обучении – навык рисовать прямые линии. В этом вам помогут специальные книги с заданиями типа «проложи путь мышки до сыра», «соедини точки, чтобы увидеть картинку». Их можно купить в готовом виде, нарисовать самостоятельно или найти в интернете и распечатать.

8. Рисовать под музыку и в хорошем настроении всегда намного приятнее. Сопровождайте ваши занятия интересным рассказом о том, что вы рисуете, или песенкой в тему. Обсудите с малышом, куда бежит нарисованный ежик, дорисуйте ему грибок и ягодку, проложите путь до норки. В игровой форме дети с удовольствием будут постигать новые умения.

9. Увлекайте ребенка соответствующим контентом. К примеру, пролистайте сказки в картинках В. Сутеева «Капризная кошка», «Мышонок и карандаш», «Петух и краски». Они в игровой форме покажут процесс рисования, который потом можно вместе повторить.

10. Не настаивайте, если ребенок не хочет рисовать. Регулярно предлагайте ему творческие задания, но никогда не заставляйте силой и не шантажируйте фразами из серии «Пока не дорисуешь, не выйдешь из-за стола». Это не приведет к результату и напрочь отобьет желание рисовать.

И помните: в рисовании процесс важен не меньше, а иногда и больше, чем результат. Поддержите фантазию и энтузиазм, не жалейте бумаги и красок и не забывайте участвовать в творчестве вместе с ребенком. И тогда рисовать понравится вам обоим!

Как поэтапно научить ребенка рисовать в 3-4 года?

Как поэтапно научить рисовать ребенка в 3-4 года?

Поэтапное обучение рисования малыша карандашом или ручкой:

  1. В возрасте 3-4 лет кроха еще не может достаточно сильно давить на карандаш, потому подбираем для него мягкие карандаши. Такие карандаши способны оставлять за собой следы даже после совсем слабого нажатия
  2. Демонстрируем ребенку, как нужно правильно держать карандаш в руке. Если у малыша не получается самостоятельно так взять в руки карандаш, помогаем ему в этом. Впоследствии постоянно следим за тем, чтобы кроха правильно держал ручку или карандаш в руке
  3. Первым этапом обучения будет прививание навыка прорисовывания ровной и четкой линии. В таком возрасте малыши еще достаточно неуверенно держат карандаш в руке. Потому их линии получаются неровными и прерывистыми. Учим кроху прорисовывать линию уверенно и ровно
  4. Желательно приобрести ребенку специальную тетрадь для обведения картинок. В таких тетрадях все рисунки изображены с помощью многочисленных точек. Крохе нужно всего лишь соединить все точки одной линией. В результате получается красивый рисунок
  5. На первых порах помогаем малышу обводить картинки, направляя его кисть своей рукой. Позже даем крохе самостоятельно соединять все точки на листке
  6. На следующем этапе учим малыша рисовать простейшие геометрические фигуры — круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапецию
  7. Когда малыш научится изображать простые фигуры, учим его создавать из них рисунки. К примеру, с помощью квадрата и треугольника рисуем домик, с помощью круга и прямых линий — солнце, с помощью прямоугольника и кругов — автобус и т.д
  8. Можно приобрести или распечатать из интернета детские пособия для рисования. В таких пособиях поэтапно изображены разные, знакомые детишкам животные и предметы, созданные из простых фигур. Впоследствии малыш сам научиться разбивать все предметы на фигуры и создавать с помощью этой техники целые картины

Первые уроки рисования. С чего начать

Маленькие детишки в первую очередь учатся изображать простые фигуры: линии, кружочки, квадраты, точки, прямоугольники, многоугольники и так далее.Рисовать можно, играя. Например, изобразив волнистую линию, скажите, что это змея и она шипит. Помогите малышу держать правильно инструмент для рисования. Возьмите его ручку в свою и нарисуйте кружочек. При этом можно рассказывать сказку. Например, отлично подойдет всем известная сказка “колобок”. Нарисуйте кружочек (колобок), прямую линию (дорога) и рассказывайте сказку. Просите малыша повторить за вами. В раннем возрасте дети с радостью копируют различные действия. Рисуйте кружочки, при этом все также рассказывая сказку или стишок. Предложите малышу нарисовать тоже самое.Детям, которые научились рисовать простые фигуры, можно предложить рассмотреть какой-нибудь несложный рисунок, затем по памяти изобразить увиденное. Этот прием отлично развивает не только творческие способности, но и память.Когда ребенок уже освоил первые навыки рисования, познакомьте его с ластиком. Если малыш рисует карандашом, покажите ему как убирать ненужные линии.

Рисуем с детьми поэтапно. Что рисовать с ребенком

На просторах интернета вы можете найти огромное количество поэтапных рисунков. Начинайте с простых, постепенно увеличивая сложность изображения.

Вот некоторые примеры самых простых рисунков:

Рисование манкой

О рисовании манкой я рассказывала в статьях про игры с манкой, а также про аппликации для детей 1 – 3 лет. Есть два способа рисования манкой:

1 способ. Нужно насыпать немного манки на поверхность с бортиками: поднос, противень, крышку из-под большой коробки для обуви. А дальше ребенок пальчиком или кисточкой рисует простые изображения – волны, дорожки, круги и т.д., делает отпечатки пальчиков или разных предметов.

2 способ. Распечатайте раскраску для самых маленьких. Предложите малышу нанести клей на изображение и посыпать ее манкой. Это будет скорее раскрашивание манкой. Но можно просто дать ребенку кисточку с клеем и пусть он хаотично наносит его на лист, а потом насыпет манную крупу, встряхнет и посмотрит, какой узор получится.

Манку я крашу гуашью. Вместо манки можно использовать песок для детского творчества.

Что выбрать ребенку

Дошкольнику лучше всего брать трехгранные изделия. Их удобно держать в руке, они не проворачиваются и не выскальзывают, позволяют сформировать правильные навыки письма в будущем. Длина и толщина должны быть средними. Первокласснику для рисования нужны цветные карандаши: яркие, достаточно мягкие и нехрупкие, длина не так важна. У дошкольника маленькие пальчики и ручки, так что не стоит особо усердствовать. Грифель – только мягкий либо очень мягкий, он дает яркие, насыщенные цвета. Оболочка – дерево, пластик. Ставку делайте на ударопрочность.

Младшим школьникам берут трех- и шестигранные изделия – они не вызывают чрезмерного напряжения в пальцах. Оболочка может быть пластиковой и деревянной. Грифель – оптимально средний и мягкий. Число оттенков в наборе – не менее 12. Это основные рекомендации, которым нужно следовать.

Список цветов, которые должны быть в цветных карандашах в количестве 12 штук:

  • Черный.
  • Коричневый.
  • Оранжевый.
  • Желтый.
  • Серый.
  • Салатовый.
  • Зеленый.
  • Голубой.
  • Синий.
  • Фиолетовый.
  • Розовый.
  • Красный.

Перечень ориентировочный, его можно корректировать. Главное, чтобы были 6 основных цветов, остальные на ваше усмотрение. 

Мастерская маленького художника

Для того, чтобы маленький человек чувствовал себя комфортно, обучаясь поэтапному рисованию, сделайте ему дома маленький уголок-мастерскую.

Для организации занятий ребенка необходимы:

  1. бумага — обои с белой обратной стороной, альбом;
  2. твердые и мягкие карандаши небольших размеров (лучше взять с гранями);
  3. мягкие ластики;
  4. пастель, акварель, гуашь;
  5. кисточки разных размеров;
  6. четкие, понятные схемы;
  7. комфортный стол и стул в хорошо освещенном месте;
  8. мольберт или доска.

Желательно исключить на время занятия все раздражающие или отвлекающие факторы, чтобы малышу легче было сосредоточиться. Для того, чтобы ребенку было рисовать поэтапно интересней, на доске или на стене можно сделать выставку работ.

Сначала нужно самим показывать, как все делать, при этом объясняя маленькому художнику основные правила:

  • не надо торопиться и расстраиваться, если не сразу не получается: лишь только старание даст результат;
  • схему надо выполнять старательно, не нарушая порядок действия;
  • если чаще работать с образцами, то легче будет потом переходить к самостоятельному рисованию человека.

Взрослые должны чаще хвалить ребенка, гордиться достигнутыми результатами: это очень стимулирует малыша-художника к еще большему старанию.

Первое рисование (от 1 года)

10 простых шагов для первых занятий облегчат понимание действий для мамы. Что и как нужно делать.

1.Малышам от года можно предлагать творить ладошками и пальчиками. Если ваш малыш старше, но раньше с уроками рисования не был знаком, тогда тоже начинайте с простых занятий.

2.Для рисования на начальном этапе подойдет пальчиковая гуашь или пальчиковые краски, что по сути одно и тоже. По составу сей продукт полностью годен, чтобы его попробовать на вкус. Однако еду не заменяет и маме нужно непрестанно бдить, чтобы рука малыша была не во рту.

3.Так же нам понадобиться большой лист бумаги, потому что движения карапузов ещё не отточены и обязательно будут выходить за пределы небольшого формата альбома.

Ватман или рулон обоев подойдёт идеально. Можно расположиться как на столе, так и на полу. Если в помещении тепло можно оставить малыша в одних трусиках — он будет рисовать на себе! Да, так происходит знакомство с краской, они все любят рисовать на себе. Потом вам остается только аккуратно донести юного Леонардо до ванной.

4.Покажите малышу краски. Я наливала немного в крышечку и только потом давала Данилу. Обмакните пальчик ребенка в краску и отпечатайте на листе, ребенок должен понять, что краска оставляет след на бумаге.

5.Заранее нарисуйте сюжет, который после, вместе с малышом дополните. Обозначьте землю, тучку, кружок-солнышко, стебли, дерево с ветвями и зовите малыша.

6.Обязательно проговаривайте происходящее

Ваш рассказ стимулирует внимание, развивает речь. Для начала рисуем пальчиками, а затем губкой можно намазать ладошку и пальчики и показать малышу, как можно шлепать по бумаге, после чего  остаются красивые узоры

7.Поставьте точки, которые будут символизировать дождик, падающий на землю из тучки. После дождя вырастает трава и листва на дереве — пальчиками рисуем небольшие линии зелёного цвета.

8.На первых занятиях старайтесь не использовать много цветов. Двух, максимум трех, более чем достаточно.

В момент смены цвета, делайте акцент на том, что нужно смыть краску и только после этого пользоваться следующей. (У меня заранее был заготовлен небольшой тазик с водой, и губкой протирала пальчики и ладошки, чтобы постоянно не тащить ребенка в ванную. Ведь интерес к занятию можно потерять и по дороге).

9.Теперь можно намазать всю ладошку желтой краской и оставлять отпечатки вокруг солнца, так у вас получаются лучи. Ну, а с приходом солнышка и тепла распускаются цветы. След от ладошки на конце стебля – распустившийся цветок. Картина готова, её можно повесить в детской.

10.Годовалые дети в творчестве предпочитают абстракцию, предоставьте свободу. Некоторые дети даются, чтобы мама руководила процессом рисования, а другие напротив противятся и сами мазюкают где хотят. В этом случае дайте волю художнику, пусть творит!

Вот такая картина получилась у нас:

Возможны сюжетные рисунки, как описано выше, можно рисовать отдельные предметы.  Вариантов таких игр множество, придумать можно что угодно.

Главное, помнить: ровно, красиво, аккуратно сейчас не получится. Кружки, точки, линии, человечки — огуречки, волны — идеальный вариант рисунков в 1 год. С накоплением опыта и практики картина будет становиться интереснее.

Полезные советы

Учите ребенка не бояться начинать. Белый лист иногда пугает, но он же и развивает процесс творчества и умение не бояться новых задач. Ребенку предстоит начать с нуля создание своей картины, а вы помогите это понять.

Давайте малышу свободу. Как только он сможет держать в руке карандаш, можно уже его учить

Одни ребятки относятся к этому осторожно, все изучают, присматриваются и неуверенно кладут первый «мазок». Другие бросаются в это, пачкаются, и сразу начинают погружать нас в свой мир

Не надо ставить конкретных задач (а сейчас мы нарисуем вишенку) и оценивать результат. Не ограничивайте и давайте полную свободу. Это творчество, и его законы иные, ваша задача – поощрять любые его проявления.

Не учите рисовать «как надо» или «как правильно» или «красиво». Все дети разные, пусть творят как они это видят. Кто-то пытается нарисовать что-то реалистично, кто-то рисует одно и то же, все время совершенствуя эту тему. Кто-то любит абстракции и не придает им значения, кто-то рассказывает, что это у него – замок, а это – машина. Это творчество, почувствуйте, что хочет сказать ваш ребенок этим всем, наслаждайтесь его вдохновением.

  • Не сравнивайте никогда ни с кем. Если вы покажете ребенку правильно нарисованное яблоко и скажете: «Ну, а у тебя что это?», то ребенок может навсегда отказаться от рисования, поскольку он увидит, что его результат и близко не стоит рядом с показанным мамой, а ведь это мама, и она авторитет. В хороших художественных школах показывают для примера множество яблок разных художников, этот художник нарисовал так, а этот – вот так. Большинство детей очень переживают, что у них не получается «как надо», особенно это касается кризисных периодов в три года. А вот некоторых детей не интересуют мнения других, и это самое главное – они уже самодостаточные личности.
  • Обсуждайте рисунок. Не надо ставить ему оценки – это хорошо или это не похоже. Обсуждение рисунков даст вам ни с чем не сравнимое взаимопонимание. Малыш будет вам бесконечно благодарен, если вы поинтересуетесь, что это у него и как все происходит в его работе. Его рисунки – это его мир. Если хотите лучше узнать свое дитя – слушайте его.

С чего следует начинать обучение ребенка рисованию

Рисование с детьми в четыре года — это не только процесс, при котором создаются рисунки с применением фломастеров, карандашей или других приспособлений. Начинающий художник должен понемногу знакомиться и привыкать к другим техникам. Поддержка семьи окажет благоприятное воздействие на малыша. Нужно всячески поддерживать его, направляя в правильное русло. Например, можно предложить несколько интересных тем.

Обратите внимание! Дети любят рисовать любимых персонажей из мультфильмов или животных. Поэтому родители должны позаботиться о всех деталях и купить своему малышу все принадлежности для создания нового шедевра. К относятся: гуашь, цветная бумага, акварель, цветные мелки, фломастеры

К относятся: гуашь, цветная бумага, акварель, цветные мелки, фломастеры.

Как протекает процесс рисования

Техники для развития навыков рисования

Техника рисования имеет достаточно широкое понятие. Для создания линий, тушевки используются определенные материалы. Среди них бумага, холст, карандаш, уголь, масляная краска, гуашь и проч. Понятию техники обычно соответствует непосредственный результат работы художника. Юный творец должен уметь использовать художественные возможности этого материала

Обратите внимание! При работе с детьми педагог обращает внимание на правильность изображения контура, а также формы предмета. Обучение происходит поэтапно. Не рекомендуется малыша загружать сложными уроками

Детям предлагают задания на тему: «Осень», «Любимое животное», «Зима», «Котик», «Лето», «Наступила весна», «Яблоня в саду»

Не рекомендуется малыша загружать сложными уроками. Детям предлагают задания на тему: «Осень», «Любимое животное», «Зима», «Котик», «Лето», «Наступила весна», «Яблоня в саду».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Technology trends
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: