20 советов известных художников, которые выведут ваши скетчи на высший уровень

Правополушарное рисование: что это и чем полезна техника правополушарного рисования

Попробуйте разные техники штриховки

Существует огромное количество способов создания форм

Существует огромное количество штриховок, знание которых поможет вам получить нужные эффекты и сформировать свой собственный стиль. Выше вы можете увидеть, как с помощью этих методов можно добиться формы и глубины.

«Чтобы понять, какие техники вам больше всего подходят и в каком стиле стоит развиваться, нужно поэкспериментировать», – объясняет фон Рюден. «Лично я предпочитаю делать мягкие штрихи и плавные светотеневые переходы, уходящие в отчетливый тонкий контур, а кому-то нравится стиль, в котором сочетается штриховка крест-накрест и жирный контур. Дело вкуса, и это то, с чем вам обязательно нужно разобраться».

Ошибка №3 – неправильная обводка

Эта ошибка встречается довольно у многих художников, не только у начинающих, но даже у более опытных, даже у тех, кто закончил какие-либо художественные учреждения.

Например, мы должны делать контраст на толщине нашего века, то есть области, где у нас идут ресницы, именно верхнюю часть. Также делаем утемнение в области зрачков и радужки.

Также можно показывать некоторые усиленные нажатия в некоторых местах верхних век. То есть это на тех частях, где у нас веко идет во внутрь: внутренняя часть и наружная.

Нижнее же веко подчеркивать не нужно и точно также, не нужно подчеркивать именно нижнюю часть глаза в целом. То есть белок от нижнего века нужно отделять по большей части тоном, а не линией.

Также усиление линий можно сделать на внутренних частях бровей, ближе к носу с низу и разрез губ. Особенно делается акцент на уголках губ.

Также, делается усиление линий под нижней губой, и остальные линии у нас идут также уже на носу: то есть это идет нижняя часть крыла носа, зачастую выделяется более сильным нажатием, ноздря и часть носа, то есть кончика носа, которая у нас идет во внутрь. В целом, то есть это перед кончиком носа идет легкое нажатие, потому что там форма обычно переходит вовнутрь, то есть одна форма переходит в другую. И потом, когда у нас идет вниз форма, то есть вовнутрь закругляется, там легкое подчеркивание идет.

Также, это у нас идет и по контуру нашего лица, то есть области, где у нас форма идет вовнутрь, одна форма переходит в другую – там у нас идет усиление контура, например, где у нас идет лоб.

И еще один момент, это то, что линии, то есть, например, прядь волос у нас находится ближе, чем одежда, лежит поверх одежды, то прядь должна подчеркиваться сильнее, чем сама одежда.

То, что ближе к нам, оно более яркое, более усиленное, контрастное, то, что дальше немного от нас, то оно более мягкое. Например, шея более мягко подчеркивается, чем линия подбородка.

Правильная обводка Неправильная обводка

Таким образом, мы на примерах разобрали с вами несколько самых распространенных ошибок в портретах, показав на рисунке, как будет правильно и неправильно.

Как научиться рисовать правым полушарием мозга

Правополушарное рисование сейчас популярно: проводятся тренинги и мастер-классы, существуют даже специальные творческие центры, обучающие этой методике.

Но первые шаги можно делать и самостоятельно. Запустить «П-режим» помогут следующие простые упражнения правостороннего рисования.  

Оптическая иллюзия

Распечатайте и разрежьте изображение пополам. Правшам нужно взять левую часть, а левшам — правую.

Положите картинку на чистый лист бумаги и попробуйте продолжить очертания профиля. При этом мысленно или вслух проговаривайте названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок.  

Если вы нарисовали профиль, не обращая внимания на симметрию, возобладала логика. Попробуйте ещё раз. Когда получится абстрагироваться от слов и нарисовать просто линии, значит, включилось правое полушарие.

Вверх ногами

Выберите любой рисунок, где есть только контуры, как в детской раскраске. Переверните изображение и перерисуйте его вверх ногами последовательно — линию за линией. Отнестись к рисованию правым полушарием, как к собиранию пазла.

Старайтесь копировать линии, как есть. Не стоит сначала переносить общий контур, а потом прорисовывать мелкие детали. Для удобства можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги.

Постепенно придёт осознание, что каждая линия — это лишь часть единой картины, и правополушарное рисование начнёт получаться.

Видоискатель

Возьмите рамку с прозрачным пластиком или стеклом. Это будет ваш «видоискатель». Нацельтесь им на какой-нибудь объект, например, свою ладонь.

Примите удобную позу, чтобы рука под «видоискателем» не тряслась. Перманентным маркером, прямо по стеклу, обведите контур и все линии ладони.

Затем перенесите изображения со стекла на бумагу — строго по линиям, как в предыдущем упражнении техники правополушарного рисования.

✒️ 10. Пропорция

Нарисуйте окно и что видите снаружи

Термин «пропорция» описывает соотношение размеров . Прежде чем мы возьмемся за ручки, полезно понять, почему так сложно сравнивать размеры объектов на разных расстояниях.

Вещи, которые находятся далеко, кажутся меньше. Мы научились учитывать расстояние, когда сравниваем размеры.

На картинке выше слева, то как мы видим. На картинке справа, то что мы знаем.

Существует разница между размерами, которые мы видим на самом деле, и размерами, которые мы знаем. «Оптические иллюзии», подобные приведенной ниже , демонстрируют силу нашего восприятия . Наш мозг берет подсказки всего по паре диагональных линий, строит виртуальное пространство и «рассчитывает», что в этом пространстве человек справа должен быть выше:

Этот механизм компенсации очень полезен в нашей повседневной жизни. Но это затрудняет оценку и сравнение размеров, которые нам нужны в наших рисунках. Чтобы получить правильный размер «на бумаге», мы должны игнорировать размер, который мы знаем, и рисовать размер, который мы видим . Мы знаем, что человек, находящийся дальше, не меньше, но нам нужно нарисовать его меньше на нашей бумаге.

Есть уловки, чтобы преодолеть отвлекающие факторы и «видеть плоско». Один из них — держать руку на постоянном расстоянии от глаза и измерять «плоский» размер ручкой.

А другой — «фреймить» то, что мы видим. Это помогает нам увидеть плоскую прямоугольную картинку, которую мы собираемся нарисовать, оценить размеры «на бумаге» и правильно их сравнить .

Я предлагаю вам посмотреть на мир через окно. Оконная рама служит ориентиром , чтобы понять, например, где на картинке стоит дерево или какой высоты этот дом.

Техники П-режимного рисования

С занятий Стива Лестера запомнились несколько методов.

Первый — нам дали задание, в процессе выполнения которого мы должны были прочувствовать конфликт логики и креатива. Рисование симметричного рисунка «Ваза лица» дает возможность «раздвоить» наш взгляд и видеть одновременно обоими полушариями.

Второй — это рисование верх ногами, вернее срисовывание с готовой картинки, перевернутой на 180 градусов. Мозг и впрямь сначала встал в ступор, но рука моя, привыкшая с детства срисовывать поздравительные открытки, не стала ждать, пока мозг выключит логику и начала уже рисовать линии. Получилось довольно неплохо.

Молодой человек, который рядом со мной пытался делать то же самое (в настоящем он банкир), справлялся с большими затруднениями, подолгу медитируя над изначальной картинкой и синхронизируя этот метод с теми примитивными навыками рисования, которые у него имелись до этого момента.

Следующая техника была посложнее. Нам предложили взять свои ключи, положить их на белый лист и срисовать их совершенно невообразимым способом — рисовать пространство между ключами, а не сами ключи! Теперь и мой мозг ненадолго отключился, я пыталась, как нам и советовали для начала, ВИДЕТЬ только пространство между ключами и затем начинать именно его рисовать. Эта техника далась мне не так легко, но я справилась.

 
Техники Бетти Эдвардс

Техника срисовывания своей собственной руки, всех линий на ней направлена на то, чтобы отключить Л-режим и рисовать не свою руку, а лишь то, что видишь, просто сплетения линий, складок — получается очень витиевато, но цель достигается — меняется восприятие, мы начинаем видеть глазами настоящего художника.

Честно признаюсь — тогда меня никак не затронула эта техника рисования. Показалась даже сложной где-то, мне она тогда была и не нужна. Я проходила тренинги, жила очень насыщенной жизнью, развивалась во все стороны, как говорится, жила «на гребне волны».

Все эти методы описаны у Бетси Эдвардс — американского психолога и исследователя. Открытие ею было сделано в 70-х годах прошлого столетия. Почему именно в нашей с Вами реальности так сильно люди нуждаются в простом ярком рисунке, который они могут сами нарисовать? Как Вы думаете?

Правополушарное рисование или П-режим — что это такое

Впервые с этим понятием я столкнулась на тренингах личностного развития. Один из дней в тренинге был посвящен именно этому виду рисования, который меня вначале обескураживал и вводил в ступор. Мы практиковали несколько техник рисования в П-режиме, который подавлял логическое мышление и пробуждал творческие центры мозга.

Изначально в методе, который нам предложил Стив Лестер (ученик Бетти Эдвардс) много рисовательных техник, и суть их сводится к тому, чтобы привести в замешательство и на время «выключить» Л-режим мозга, который отвечает за логику и формирование алгоритмов мышления. А затем отдаться полностью созидательному творческому процессу через уникальные техники с простым карандашом в руке.

Как рисовать портреты

Перед рисованием целой головы неплохо бы потренироваться в рисовании отдельных ее частей: носа, глаз, ушей, рта. Изучите, из каких они состоят плоскостей, как на них падает свет, как они отбрасывают тени. Если у вас нет возможности рисовать с натуры – воспользуйтесь хотя бы зеркалом, порисуйте свои части лица с разных ракурсов. Разные формы носов, губ и т.д. изучите хотя бы по фотографиям. Полистайте книги по анатомии для художников, изучите размещенные в них схемы.

С чего начать?

1. Приступая к портрету, всегда начинайте с общего наброска. При рисовании контуров голову нужно максимально обобщить, разглядев в ней простые геометрические формы.

2. Найдите место для всех частей вашей композиции: расположите на листе не только голову и прическу, но и шею, плечи. Если что-то не помещается, или композиция не гармонична – переделывайте, пока не будете удовлетворены результатом. Композиция должна настолько удачной, чтобы вам не приходилось менять ее в процессе. Но не нужно много подтирать ластиком, ведь он портит бумагу, а вам еще рисовать и рисовать. Лучше рисуйте нежными тонкими линиями, а стирайте только при крайней необходимости.

3. Набросав общие контуры, переходите к построению. Как правильно разбивать лицо на для верного соблюдения пропорций, мы уже разбирали в статье «Шпаргалка: пропорции лица при фронтальном ракурсе».

Правила построения, разумеется, на самом деле сложнее, и их мы еще будем разбирать в будущем, но для новичка сгодится и упрощенный вариант.

Когда лист закомпонован, а части лица и прически намечены, можно переходить к распределению общих теней. Определите источник света и условно поделите вашу голову на свет и тень. Прорабатывать лучше равномерно всю композицию. Не стоит с самого начала подробно прорисовывать глаза или прическу. Есть художники, которые следуют именно такому методу, но и для опытного творца он остается спорным, а уж для новичка и вовсе не подходит.

🧊 11. Глубина

Нарисуем растение 

Нам нужно сосредоточить свое внимание и не поддаваться банальным символическим выражениям. Конечно, сложность природы иногда может быть ошеломляющей

Я предлагаю вам выбрать только небольшую деталь растения, начать с одного листа и взять его оттуда. Поднимитесь от одного листа к другому. И когда вы рисуете лист или стебель, обязательно учитывайте всю форму, даже те части, которые затемнены. Оверлапы создадут приятное ощущение глубины

Конечно, сложность природы иногда может быть ошеломляющей. Я предлагаю вам выбрать только небольшую деталь растения, начать с одного листа и взять его оттуда. Поднимитесь от одного листа к другому. И когда вы рисуете лист или стебель, обязательно учитывайте всю форму, даже те части, которые затемнены. Оверлапы создадут приятное ощущение глубины.

Хотя мы хотим рисовать как можно точнее, давайте помнить, что каждый рисунок — это абстракция . И точно так же, как хорошая история, она должна быть правдоподобной, а не всегда точной. Поэтому, когда фигуры неясным образом перекрываются, часто полезно прояснить эту двусмысленность для зрителей.

Эта способность работать с деталями может быть одним из самых больших преимуществ, которыми обладают рисунки перед фотографиями.

Нос

Рисовать нос довольно сложно ó это самая выделяющаяся часть лица, внешний вид которой зависит от точки зрения. Пирамидальная форма носа образуется двумя маленькими тесно расположенными костями и отчасти хрящом, и это хорошо просматривается на спинке носа. Попробуйте рисовать нос в разном положении, при необходимости обращаясь к фотографиям, если так будет легче понять его строение. Заметьте, что спинка носа переходит из переносицы в кончик носа, а крылья носа переходят в щеки. На треугольном основании располагаются овальные ноздри, сходящиеся к кончику носа и ограниченные крыльями носа.

Необходимо проработать самые важные участки света и тени (больше всего света обычно на спинке и кончике носа, а самая интенсивная тень — у основания, около ноздрей) и обозначить только их, чтобы не утяжелить рисунок.

Практика и мои впечатления

Записавшись на 4-х дневный курс Макса Манькова, я ждала его с приятным предвкушением какого-то праздника. Подключила к подготовке своих девчонок.

Нам понадобились следующие рисовальные принадлежности:

— Бумага формата А3, это формат двух альбомных листов (удобнее всего, есть где размахнуться);

— Гуашь обычная в баночках — чем больше в наборе цветов, тем лучше;

— Кисти-щетки, можно синтетику, большую, среднюю и тонкую;

— Губку обычную, которая для мытья посуды;

— Планшет для рисования или стол (мне на столе неудобно), подойдет любая твердая поверхность формата рабочего листа (на котором собираетесь рисовать);

— Пачка влажных салфеток.

Эти 4 дня рисовального марафона взбудоражили мое сознание неимоверно и особенно мое творческо-созидательное нечто, которое долго сидело без дела внутри меня.

Я обалдела, когда на чистых листах через 20-40 минут из-под моей кисти появлялись мои собственные первые «шедевры».  Я смотрела и не верила, что это я нарисовала.

Каждый день мы рисовали по 2-3 картины (кроме 3-го дня) без всякого предварительного прорисовывания карандашом. Сразу красками! Начинали с фона. Вы бы видели комнату нашу после занятий — руки и все открытые участки тела были в краске даже у меня, как это получилось, не знаю. Но теперь я не сержусь, видя свою старшую дочь (рисовальщицу) перемазанную красками с головы до ног. И получились неплохие вещи — некоторые мы сразу раздарили, вставив в рамки с оргстеклом.

После занятий правополушарным рисованием мое восприятие окружающей красоты изменилось. Я теперь приблизительно понимаю как видят окружающий мир художники. Кстати многие профи художественного ремесла утверждают, что техника интуитивного рисования совпадает с техниками академического рисования, просто преподнесена более популярным языком. Даже не буду спорить!

Но это же такая великолепная возможность почувствовать себя немножко настоящим художником — выразить в ярких красках свое настроение, эмоции, возможно, у нас тогда получается смешение таких направлений как примитивизм (наивное искусство) с постимпрессионизмом.

Прямо сейчас возьмите лист бумаги (А4), гуашь и нарисуйте простую картинку, повторяя за движениями Макса в ролике. Попробуйте!

Первый рисунок пошагово

В течение 4-х дней мы рисовали правополушарные пейзажи. Рисунки становились все сложнее. После марафона были презентованы еще два рисунка, один из которых маслом. Во время рисования ловишь себя на мысли, что у тебя не получается как у маэстро и вообще это не рисунок, а непонятные маляки-каляки. Но в конце — неизменно наслаждаешься своим живым ярким шедевром и хочется еще и еще.

Постепенно в голове укладываются техники и приемы бесподобного П-режимного рисования и хочется рисовать самостоятельно. У меня есть большое желание иллюстрировать свои, например, сказки именно в этой технике.

Что такое правополушарное рисование

Лауреат Нобелевской премии Роджер Сперри считал, что полушария головного мозга имеют «функциональную специализацию». Левое отвечает за математические вычисления, логику. У большинства взрослых оно доминирует, так как в обществе принято полагаться на разум, а не на чувства. Правое полушарие — образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов.

Теория доктора Сперри легла в основу метода правополушарного рисования, который в конце 1970-х годов разработала преподавательница искусства, доктор наук Бетти Эдвардс. Работу левого полушария она назвала «Л-режимом», а правого — «П-режимом».

Правополушарное рисование — это художественное творчество в «П-режиме». Это когда правое полушарие головного мозга получает главенствующую роль, а активность левого намеренно подавляется.

Неправильное размещение объектов

Еще одна ошибка в отображении пропорций и перспективы возникает, когда художник не ощущает границ рисунка на листе и не может соразмерить изображаемые предметы и свободное пространство бумаги.

Ошибка

Некоторые художники начинают рисовать на одном конце листа и заканчивают на другом, не учитывая при этом расстояние между предметами в перспективе. По мере продвижения работы свободное пространство сокращается, и им приходится уменьшать размеры некоторых элементов, чтобы уместить на рисунке. Из-за этого возникают проблемы с масштабом и перспективой.

Неверное размещение предметов связано с неспособностью художника контролировать пространство рисунка, из-за чего нарушается масштабное соотношение различных элементов композиции.

  • (А) Неверно выбран размер домов, расположенных на заднем плане: они находятся дальше от зрителя и потому должны уменьшаться по мере удаления от зрителя, а не наоборот.
  • (В) Художник начал рисовать в левой части листа, а когда дошел до правой, места ему не хватило; поэтому он был вынужден сузить рисунок дома, чтобы разместить его в композиции.
  • (С) Отбрасываемая лошадью тень сделана без учета перспективы и больше похожа на зеркальное отражение, копию модели, расположенную в обратном направлении.

Решение

Первый шаг к решению проблемы — осознать, что, в отличие от чтения текста, процесс создания рисунка не протекает слева направо. Наиболее же простой способ сопоставить размеры предметов, находящихся на различном расстоянии друг от друга, заключается в том, чтобы расположить их вокруг центра рисунка и работать, следуя диагональной оси, которой в данном случае является дорога.

Основные элементы композиции располагаются вдоль дороги, не выходя полностью из центральной части выбранной сцены.

  • (А) Дом на заднем плане меньших размеров. Его контурные линии едва различимы.
  • (В) Поскольку распределять композицию мы начали с центра, основной дом занимает больше пространства и на рисунке смотрится естественнее.
  • (С) Тень уже не представляет собой простую копию модели, а падает на землю, следуя композиционной линии, которую задает дорога.
  • (D) Нарисованная в перспективе дорога может служить ориентиром при построении композиции. Вдоль нее можно расположить остальные элементы, сохраняя при этом максимальный контроль над абсолютными и относительными размерами изображаемых предметов.

Распространенные ошибки при создании портрета

Многие делают ошибку при рисовании портрета: усекают череп или уменьшают уши, губы, что коренным образом портит рисунок. В основном это происходит из-за незнания пропорций лица. Поэтому, чтобы приступить к портрету вам надо кое-что знать о пропорциональности человеческого лица.

  • 1. Глаза находятся посередине головы, но не выше.
  • 2. Мочки ушей находятся на уровне между носом и верхней губой. 3. Расстояние от внутреннего угла глаза до подбородка, равно расстоянию от внешнего угла глаза до заднего края уха.

С какого портрета проще начать?

Проще всего начать рисовать человека в профиль, так как здесь практически нет объёмных деталей. Сложнее рисовать портрет в три четверти. Самым сложным является портрет анфас. Потренируйте каждый вид по нескольку раз, и вы почувствуете разницу.

Вместо заключения.

Детали

Лишь после указанных шагов можно постепенно переходить к проработке деталей, уточнять контуры, постепенно набирать тон в тенях.

Не забывайте сверять пропорции! Проработку мелких деталей, таких, как ресницы, отдельные волоски в в бровях, блики на губах, оставьте напоследок.  

Рисуя, изучайте форму головы, разбивайте ее на условные плоскости – это поможет вам понять, почему свет именно так отражается от них, а тень именно так падает. Чтобы нарисованные глаза не «выпячивались», нужно уметь посадить их в глазницу. Не забывайте, что у глаза есть веки, «облегающие» его, а над глазом есть надбровная дуга, от которой на него падает тень.  

Свет на волосах распределен по-разному, поэтому и тон на них нужно распределять соответственно, а не штриховать их с одинаковым нажимом и частотой. Недостаточно лишь нанести на них блики, на них есть и свет, и густая тень, и средний тон. Если вам сложно их найти, прищурьтесь, и тоновое распределение станет более очевидно. Этот прием поможет для определения светотени по всей голове.

Если в процессе вы видите, что сходства с моделью нет – значит, серьезно нарушены пропорции. Вернитесь к построениюи заново замерьте все соотношения. Найдя ошибки, аккуратно поправьте их, и продолжайте работу. Удачи!

Ловкость рук – два тренинга

Первые два приема касаются контроля вашей руки. Следует набить руку, а также научиться координировать зоркость глаза и движение кисти. Механические практики отлично подходят новичкам. Позже вы сможете использовать их для пробы новых инструментов. Они также позволяют расслабиться и отдохнуть от умственной или физической работы. Итак, как правильно начать рисовать.

1. Много-много кругов

Заполните лист бумаги кругами разного размера. Старайтесь, чтобы круги не пересекались.

Научиться рисовать круги – это не так просто, как вы могли подумать. Заметьте, чем больше кругов на бумаге, тем сложнее добавить следующий. Нарисуйте их в двух направлениях и как можно больше.

Совет. Потрясите кистью руки, когда ее начнет сводить судорога, делайте так после каждого подхода.

2. Штриховка – создаем структуру

Заполните лист бумаги параллельными линиями.

Диагональные линии для нас самые простые, так как они соответствуют движению нашего запястья. Заметьте, что левша предпочитает противоположное направление штрихов, нежели правша. Взгляните на рисунки вашего любимого художника (в моем случае — это Леонардо да Винчи) и попробуйте угадать, какой рукой он писал?

Попробуйте другие направления штрихов. Получайте удовольствие от процесса штрихования. Объедините разные штрихи и наслаждайтесь тем, как бумага покрывается различными теневыми пятнами.

Совет. Не поворачивайте бумагу

Очень важно натренировать руку в разных направлениях

Итак, после того как мы потренировали руку, нужно сделать упражнения на глаза!

Описание техники рисования листьями

Чтобы сделать с детьми красивую, яркую картину, необходимо для начала подготовить материалы. Понадобятся:

  • листья разных размеров и форм;
  • альбомная бумага;
  • краски;
  • кисточка;
  • стаканчик с водой;
  • карандаш;
  • черновик, на котором на листья будет наноситься краска.

Дальше нужно придумать композицию. Например, выложить из листочков осенний лес, солнышко, вазу с гербарием или большое дерево. Примеры-картинки:

Простым карандашом следует нарисовать контуры рисунка, помогающие понять, куда ставить каждый следующий отпечаток листа. Теперь дело за малым – нанести кисточкой на верхнюю часть листочка краску (можно одновременно нескольких цветов) и приложить к заранее намеченному месту на бумаге.

Способ с нанесением краски вокруг листьев

Оставить отпечаток листа можно разными способами. Очень красочно и ярко получаются рисунки с белыми листочками на разноцветном осеннем фоне. Примеры:

Нарисовать подобные картины еще проще. С задачей справятся дети самого малого возраста. Для этого нужно приложить листья разной формы на белый лист А4, и придерживая их, аккуратно разукрасить фон. На заключительном этапе листочки убираются.

Отпечатки листьев в технике фроттаж

Еще один необычный способ получить отпечаток листа – натереть бумагу, положенную поверх листа с плотными прожилками, восковым мелком. Фроттаж дословно так и переводится – «тереть, натирать». Несомненный плюс техники – реалистичная передача вещественности листа, его формы и рельефа. Чтобы рисунок получился красивым, а листья не ерзали при натирании, рекомендуется составить и приклеить композицию на черновике, а затем уже накладывать сверху альбомную бумагу и начинать рисование.

Примеры картинок:

Рисование штампами из пластилина

Затеять творческое занятие по рисованию отпечатками листьев можно в любое время года, даже зимой. Только вместо живых листочков с деревьев готовятся штампы. Проще и быстрее всего сделать заготовки из пластилина. Для этого нужно сначала раскатать пласт толщиной 0,5–1 см, вырезать пластиковым ножиком фигурный лист, а затем насадить его на плоский круг с ручкой.

По желанию на пластилиновых листочках можно выдавить прожилки. А чтобы штампик не деформировался при отпечатывании, рекомендуется подержать его 20–30 минут в морозильной камере.

Кстати, при помощи штампа из листьев можно рисовать не только на бумаге, но и на ткани. Получается примерно следующее:

Каждая из нетрадиционных техник рисования для детей выглядит как маленькая увлекательная игра. Осуществление творческого замысла разными способами воспитывает смелость, непосредственность и дает полную свободу для проявления индивидуальности. Такие простые,  на первый взгляд, отпечатки осенних листьев под руководством родителя или воспитателя в детском саду способны превратиться в настоящие шедевры. Попробуйте освоить эту технику и вы!

Основное задание: шахматная доска.

Задание, не смотря на кажущуюся простоту, очень важное. С его помощью вы отработает все технические приемы, необходимые для хорошего академического рисунка

Главное правило — не халтурить.

Если вы чувствуете, что идёт туго, а времени мало, сделайте доску из четырех клеток или возьмите формат А6.

Ваша задача- точно в центре листа  изобразить «шахматную доску».

  • Все клетки должны быть идеальными квадратами, их стороны — параллельны краям листа.
  •  Все темные клетки должны быть одного тона.
  • Линий на границе темных клеток не должно быть видно. 
  • Вы накладываете тон штрихом, по правилам, о которых говорилось выше.

Последовательность выполнения:

Штриховать начинаем только после завершения построения.

В чём польза правополушарного рисования

  • Развитие когнитивных функций. Любое рисование, в том числе правополушарное, улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику.
  • Развитие воображения. Рисование правым полушарием снимает барьеры, отпускает фантазию в полёт, отвлекает от рутины и помогает взглянуть на вещи с другого ракурса.
  • Повышение самооценки. Живопись — это диалог внутреннего «Я» с миром. Рисуя, человек демонстрируют свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведения, обретает уверенность в себе.
  • Расслабление. Правополушарное рисование — прекрасное хобби как для взрослых, так и для детей. Когда на белом листе «оживает» созданный тобой мир, тревоги и проблемы улетучиваются.

<<Форма демодоступа>>

Виды портретов

Различают два вида портрета: формальный портрет, где человек изображен в положении, которое диктует ему род деятельности, и где большое значение придается композиции, окружению, нередко символическим атрибутам.

И неформальный портрет, где человек изображен в произвольной, естественной позе, например за выполнением какой-либо рутинной работы в привычном окружении. Этот эффектный современный способ изображения людей появился благодаря моментальной фотографии и требует от художника высокого мастерства и хорошего вкуса.В эту же категорию входит так называемый эмоциональный портрет, когда модель удалось запечатлеть с улыбкой или в движении.

Неподходящий формат бумаги

Форматом называют размеры и пропорции сторон листа, используемого для создания рисунка

Прежде чем приступить к работе, очень важно выбрать наиболее подходящий формат с учетом предмета, который мы будем изображать. Неверно подобранный формат напрямую влияет на качество рисунка, потому что из-за него возникают ошибки, связанные с масштабом и относительным расположением предметов

Эта модель требует вертикального формата рисунка. Сам предмет размещен по центру листа, чтобы добиться максимального равновесия, которое практически не нарушается несколько необычным расположением стеблей и листьев. Тени выполнены штрихами, наложенными графитовым карандашом,  в то время как листья для наибольшего контраста нарисованы черными чернилами. Работа Эстер Оливé.

Ошибка

Некоторые проблемы с масштабом и относительным расположением предметов возникают из-за того, что художник не может понять, как следует распределить различные элементы объекта в пределах определенного пространства. Часто они напрямую связаны с невнимательностью рисующего или неправильным выбором отправной точки, с которой начинается работа.

  • (А) Для изображения этой сцены нужно использовать бумагу широкого горизонтального формата, который бы позволил оставить больше места с обеих сторон от модели. В данном же случае рисунок немного съехал вправо.
  • (В) Из-за нехватки места некоторые элементы рисунка выходят за края бумаги.
  • (С) Художник уменьшил размер тарелки на заднем плане и исказил ее форму, чтобы уместить ее в пределах листа.

Решение

Необходимо так скомпоновать объекты, чтобы правильно расположить их в выбранном формате бумаги, и тогда мы сможем изобразить фрагмент реального мира на листе, выступающем в данном случае в роли рамы окна, в которое мы смотрим.

Горизонтальный формат выбирают, когда предметы располагаются по ширине листа.

Круглый формат. Подходит для случаев, когда элементы композиции сосредоточены в центре сцены.

Вертикальный формат используется, если один из предметов выделяется своей высотой или элементы композиции располагаются по восходящей линии.

  • (А) Можно нарисовать рамку, чтобы обозначить пространство между рисунком и краями бумаги, которое останется пустым. Благодаря этому вы не будете слишком близко приближаться к границам листа.
  • (В) Очень полезно нарисовать две композиционные оси, пересекающиеся в центре рамки в форме креста: это поможет сбалансировать композицию и правильно распределить ее элементы.
  • (С) Предметы композиции должны оставаться внутри предварительно нарисованной рамки. Так вы добьетесь их компактного расположения на листе.

Советы начинающему портретисту

Исходя из этого, я хочу несколько советов для начинающих портретистов, которые это делают для своей души, для любимых, или для успокоения нервов.

Как бы странно это не звучало, но да, для всех рисунка нужно отключить одну из половин своего мозга. Многие успешные художники, онилили это в 20 веке. К тому времени уже было известно, что левое полушарие отличается от правого, и что последнее отвечает за творчество. И творческие люди задаются вопросом, можно ли отключить левое полушарие, что бы пользоваться правым? И они нашли ответ на этот вопрос, придумав упражнения для отключения левого сознания. Например: перерисовывайте простые рисунки в перевёрнутом виде.

Не жалейте бумагу!

Чтобы ваш рисунок получился, вы не должны рисовать его в уголке, оставляя много пустого места, постарайтесь заполнить лист полностью. Чтобы не возникало сложностей, воспользуйтесь таким инструментом как видоискатель. Это простой лист бумаги с вырезанным прямоугольником посередине. Главное чтобы размер прямоугольника был примерно равен 2,5*3 см, чтобы не нарушать пропорции листа. Данный инструмент позволяет увидеть предмет, если бы он располагался на бумаге. Позже вы научитесь это делать с помощью карандаша и ладони.

Дополнительные упражнения.

  1. Декоративная композиция на основе линий.  

Чтобы научиться проводить красивые линии нужно их проводить. Но взрослому человеку трудно заставить себя разлиновывать от руки листы А4, как делают ученики художественных школ. Поэтому я предлагаю вам выполнить графическую композицию, состоящую только из линий одинаковой толщины. 

Лучше придумать свою. Но можно и скопировать любую понравившуюся из примеров

Очень эффективно смотрятся композиции, где изображена фигура с помощью изменения направления линий внутри ее контура. Например, тут: нет изображения листа, но мы его отчётливо считываем. Кто увлекается психологией, знает, что такие картинки любят приводить в пример, объясняя теорию гештальта. Я разобрала для вас последовательность их выполнения.

2. Линии переменной толщины.

Вы уже научились проводить красивые линии. Теперь попробуем научиться контролировать и менять толщину линии, меняя нажим карандаша. Линии с переменной толщиной в рисунке называют живой линией. Она — мощное выразительное средство. С помощью нее можно показать объем и даже удаленность предмета.

С помощью следующих упражнений вы быстро научитесь работать живой линией.

Горизонтальная линия с переменной толщиной — начинаем сильно нажимая на карандаш и постепенно ослабляем нажим.
Вертикальная линия с переменной толщиной.
Дуги с переменной толщиной.
Проводим линии разной толщины первая — самая толстая, какую только у вас получится сделать. Последняя- самая тонкая. Можете использовать карандаши разной мягкости.
Выполняем композицию из предыдущего задания, используется линии разной толщины и линии с переменной толщиной

Обратите внимание, насколько выразительнее стал ваш рисунок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Technology trends
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: