Когда надо обслуживать заднюю втулку
Для исправной работы колеса и его основных частей, в т.ч. втулки, его нужно постоянно поддерживать в хорошем состоянии. Оно нуждается в смазке, а также его корпус необходимо периодически подтягивать. Кроме того, не помешают замена шариков подшипников и регулировка колодок на тормозной втулке.
Обслуживание задней втулки просто необходимо, поскольку в случаях, когда этого не происходит, может понадобиться ремонт всего колеса. Поэтому лучше позаботиться о своем велосипеде в долгосрочной перспективе. Следует заметить, что произвести обслуживание задней втулки ненамного сложнее, чем передней.
Производить обслуживание необходимо в таких случаях:
- Если Вы слышите шум корпуса при движении велосипеда или при его шатании.
- Люфт.
- Если хрустят подшипники.
- Плохая накатная динамика.
Если не обращать внимания на описанные выше признаки «заболевания» вашего велосипеда и использовать его длительное время при их наличии, он может быстро выйти из строя.
Ремонт, в свою очередь, выйдет гораздо дороже, чем простое обслуживание колеса, которое можно произвести своими руками. Поэтому в начале каждого сезона проверяйте колесо на наличие люфта, а также, чтобы подшипники были не слишком затянуты.
Как разобрать
Итак, пришло время разобрать втулку.
Сначала снимем с рамы. Как правило резьбы не сорваны, но люди с длинными ключами и сильными руками всё же бывают, так что сначала полностю открутим гайку крепления с одной стороны, потом — с другой.
Откручивая, придерживаем, при необходимости, за квадратный оконечник оси. Лучше всего квадратик фиксировать специальным отверстием в ключе «семейке», можно — струбцинкой или разводным ключём. Плоскогубцами — не стоит, легко сорвать грани.
Затем откручиваем плоскую гайку с прорезями, и снимаем шайбу:
На моём экземпляре гайка еще приличная, сделана до того, как рационализаторы начали свою вредительскую деятельность, но уже в 60-х эти гайки стали штамповать из какого-то мягковатого металла и чересчур плоскими, так что очень редко они встречаются удовлетворительные даже новыми. В большинстве случаев резьба на ней сорвана.
Рекомендую заменить её на обычную (можно — хорошую нержавеющую) гайку, обточив, чтобы стала более плоской, и не пришлось разгибать раму.
Эта гайка — важна, без неё будет самозатягиваться и-или саморазбалтываться.
Также важна и шайба, фиксирующаяся от проворачивания в пазу на оси, её не выкидывайте, если выступ сорвало — надо бы заменить.
Тормоза не отпускают если конусные поверхности изношены(типа-пандус),или не в размер сделаны,или люфт в колесе,как вариант-втулка неправильно собрана,не с той стороны.
Далее, снова придерживая за квадратный конечик, крутя за рычаг, вывинчиваем левый конус. Если туго идёт — приёмы обычные — помыть ось кисточкой и соляркой, ВД-40.
Всё, поздравляю, можно вынимать самый страшный механизьм, распадаться ничего не должно! Раскидывающийся шариками подшипник — безжалостно меняем. Цена его невелика, а лучше явно станет. По крайней мере собрать легче…
Тормозной барабан вместе с фиксирующими роликами и выжимной деталью — просто снимаются с оси. Ось — вынимается также, без задержек.
Правый (маленький) конус тоже ходит по подшипнику, если есть подозрение, что шарики в нём не совсем хороши — снимаем металлический пыльник, и добираемся до шариков в обойме:
Осторожно! Пыльник легко повредить, подобрать похожий китайский можно, но сложно. Так что — сначала тщательно вымыть, вымочить в ВД, потом осторожно тянуть с разных сторон
Остаётся неразобранным механизм фиксации рабочего хода с большими роликами:
Поддев тонкое пружинное колечко, можем вычистить отложения и отсюда:
Теперь можно снять, проверить и почистить большой правый подшипник:
При желании можно снять и звёздочку, поддев тонкой отвёрткой толстое пружинное кольцо. Но помните, что поставить его обратно чуть потруднее, чем снять…
Вот и всё — можно детальки мыть в керосине, проверять.
Рекомендую также, вставив во втулку только механизм фиксации рабочего хода — почувтвовать, покрутив как он работает:
Отдельно взяв разжимной томозной барабан, и вставив в него детальку с латунными усиками и маленькими роликами — попробовать, как он работает, покрутив в разные стороны за торчащие пологие зубцы. Также можно увидеть, как большой левый конус входит пазами в барабан — это сделано для того, чтобы его при торможении ужержать тем самым рычагом, кторый стоит в пазах левого большого конуса. Иначе бы так и крутилось внутри…
Если сейчас, с чистыми детальками в руках, вернётесь к первому посту и цветным картинкам — будет легче понять устройство и принцип работы.
Ключевое — когда крутишь в нужную сторону — ролики (что большие, что маленькие) выдвигаются.
Большие, круья педали вперёд — прижимаются ко внешней стенке втулки, и можно крутить педали, ехать. Снимаем усилие — ролики возвращаются, «въезжают», и скользят — это свободный ход.
Крутим педали назад — плогие зубцв начинают вжимать деталь с латунными усиками, маленькие ролики на ней выдвигаются, прижимаются к канавкам внутри тормозного барабана. Барабан разжимается (она состоит из 2 половинок) — тормозим, трением обо внешнюю стенку втулки. Снова — усилие снимаем, и ролики возвращаются.
Вот зачем — смазывать втулку толко жидким маслом — ролики должны очень легко ходить! Как её смазать, не разбирая и не замыв заодно вовнутрь пыли и песка, когда диверсанты убрали из конструкции пресс-масленку — загадка. Зато дешевле, технологичнее в производстве и рацуха внедрена…
Консистентной смазкой мазюкаем только непосредственно на шарики подшипников, и без фанатизма — дальше внутри втулки ЛИТОЛу делать нечего.
Разобрали? Теперь промоем (мне удобнее всего небольшой кистью в ванночке с соляркой, детали на фото выше — мыты не были по причине работы на кухне, просто протёр тряпочкой, помою позже) и читаем дальше!
Втулка заднего колеса для велосипеда Stels: основные характеристики
Основные характеристики втулки заднего колеса для велосипеда Stels включают:
- Диаметр оси: втулка заднего колеса Stels имеет определенный диаметр оси, который необходимо учитывать при выборе запасной втулки или при осуществлении замены.
- Количество подшипников: втулка заднего колеса может содержать разное количество подшипников, которые обеспечивают омрачение колеса. Обычно используется два или три подшипника.
- Материал втулки: Stels выпускает втулки заднего колеса из различных материалов, таких как алюминий или сталь. Каждый материал имеет свои достоинства и недостатки, поэтому выбор материала должен основываться на индивидуальных предпочтениях и требованиях к велосипеду.
- Совместимость: при выборе втулки заднего колеса для велосипеда Stels необходимо учитывать совместимость с другими компонентами системы задней втулки, такими как роторы тормозов или кассеты.
Знание основных характеристик втулки заднего колеса для велосипеда Stels позволит правильно выбрать и установить данную деталь, обеспечивая безопасность и комфорт при езде на велосипеде.
Конструкция
Устройство задней втулки достаточно сложное. По виду она напоминает цилиндрический корпус, по краям которого расположены отверстия для спиц. Корпус может быть литой или точёный: более долговечный точёный, однако по стоимости он будет дороже. На корпусе также находится крепление для тормоза и для кассеты или системы звёздочек.
Но чтобы правильно разобраться с устройством задней втулки, следует рассмотреть, что же находится внутри цилиндрического корпуса. В корпусе втулки две основные детали: оси и подшипники. Помимо этого, там множество мелких вспомогательных элементов: это контргайки, шайбы, уплотнительные кольца, пыльник, барабан и болт для его крепления, набор шариков
При разборке/сборке важно запомнить не только её общее устройство, а и внимательно в правильной очерёдности снимать и ставить обратно всё, и обязательно не перепутать, на какой из сторон стояла та или иная деталь, ведь большинство из них парные
Устройство, разборка и ремонт задней и передней втулки
Разновидности и устройство втулок велосипеда
В данный момент на рынке велозапчастей встречается несколько разновидностей втулок колес велосипеда: со свободным ходом, без свободного хода (применяется на fix-байках), а также со встроенным ножным тормозом, со встроенной динамо-машиной, и так называемые планетарные втулки. В конструкциях со свободным ходом могут применяться два типа подшипников: типа конус-чашка (в основном от производителя Shimano) и промышленные подшипники. Так как втулки со свободным ходом и со встроенным тормозным механизмом являются наиболее популярными, ниже мы рассмотрим их конструкцию.
Конструкция втулок с подшипниками «конус-чашка» (насыпными)
Этот тип втулок является одним из самых распространенных по сравнению с остальными и зачастую используется на шоссейных, горных, дорожных и других видах железных коней. Он может применяться как на самых бюджетных велосипедах, так и на профессиональных байках. Приверженцем такой конструкции является фирма Shimano, которая занимается производством исключительно втулок с насыпными подшипниками (ну и планетарных втулок). По их словам конус имеет преимущество перед втулкой на промподшипниках, а именно – лучший накат. Так это или нет сказать сложно, но это и не цель данной статьи. Далее рассмотрим конструкцию типичной втулки с конусами.
Как мы видим втулка с подшипниками типа «конус-чашка» состоит из: корпуса, оси, чашек, шариков, пыльников, конусных гаек, шайб, пыльников, контргаек (и барабана, если мы рассматриваем заднюю втулку).
Устройство втулки велосипеда на промподшипниках
Конструкция данного типа втулок очень схожа с предыдущей, за исключением использования промподшипников вместо насыпных шариков. Из-за этого у нее отсутствуют такие компоненты как шарики и конусные гайки, а подшипник представляет собой цельную конструкцию. К плюсам можно отнести простоту сборки и разборки, а также ненадобность настройки затяжки конусов. Данный тип втулок также может использоваться практически на всех разновидностях велосипедов.
Конструкция задней втулки с тормозным механизмом
Данную разновидность втулок устанавливают в основном на односкоростные городские велосипеды. Главной ее особенностью является тормоз, который установлен внутри ее корпуса и приводится в действие движением педалей назад. За счет этого она немного крупнее и тяжелее своих конкурентов. Ниже мы приведем картинку с конструкцией этой втулки.
Планетарные и динамовтулки
Планетарные втулки велосипеда очень похожи на маленькую КПП от автомобиля и имеют сложную конструкцию и плотную компоновку деталей. Внутри данной конструкции множество шестерней, при помощи которых осуществляется переключение скоростей. Сложные в ремонте и обслуживании. Часто могут использоваться на городских складных велосипедах.
Втулки с динамкой внутри корпуса представляют из себя, грубо говоря, маленький генератор от которого можно запитывать различные электроприборы велосипеда. Например, это могут быть осветительные фонари. В основном динамка располагается внутри передней втулки городского или дорожного велосипеда.
Как поменять заднюю или переднюю втулку на скоростном байке
Если речь идет о конусных втулочных механизмах, то в замене нуждаются только изделия с изношенными чашками. В этом случае, подбирается аналог, подходящий по расстоянию между дропаутами и количеству отверстий под спицы. Работу по переспицовке колеса лучше поручить опытному мастеру, как и подбор новых спиц.
Чем смазать подшипники задней и передней втулок
Для смазки подшипников передней и задней втулок велосипеда можно использовать любые густые типы смазок для подшипников в автомобилях. Например, неплохо подойдет Литол-24 или ЦИФТИМ-201,158. Конечно, никто не запрещает вам купить специализированные велосипедные смазки для подшипников, например, от компании Shimano, которые великолепно справляются со своими задачами. Но если честно, то особо разницы (кроме цены) я не заметил.
А вот то, чем нельзя смазывать подшипники втулок на велике: WD-40, моторные автомобильные масла, масла для швейных машинок, для смазки цепей велосипеда и прочие жидкие смазочные материалы.
Сборка и установка механизма
Установление кареточного механизма происходит обратно процессу снятия.
Во время работы важно не спутать отрезки оси: на концах или пластиковом кожухе выбиты соответствующие сторонам буквы. Каретные чаши различаются между собой резьбовой направленностью, левая с правой и наоборот
Резьба кареточного механизма и чаши смазывается тонким слоем смазочного средства для обеспечения скольжения при последующем выкручивании.
На ось крепится пластиковый кожух, в чаши укладываются подшипники: если есть разделители, то детали укладываются разделителями наружу и шариками внутрь.
Сбор механизма начинается справа: стержень оси вставляется в правую чашу с левым поворотом резьбы и вкручивается в раму до конца, идентичным способом вкручивается левая чаша с правым поворотом резьбы.
Проверка втулки.
С помощью дискообразной проволочной щётки почистите как следует резьбу на стопорном винте втулки, а также все другие детали с резьбой. Данная процедура не обязательна, но она поможет предотвратить заедание. Проверьте все компоненты, особенно собачки храповика, на наличие сколов и трещин. Собачки можно снять, потянув их назад и приподняв пружинное стопорное кольцо. Будьте предельно осторожны с этим кольцом, так как его очень легко повредить
Хотя стопорное кольцо достаточно упругое, но при осторожном обращении это не должно стать проблемой. Замените все неисправные компоненты, конечно если таковые имеются. Вам может показаться, что одна из трёх собачек отсутствует, но в действительности это не так
Существует только две собачки. Во время сборки проверьте, что вы установили собачку в правильное место и в правильном направлении. В ином случае кассетная втулка не будет вращаться
Вам может показаться, что одна из трёх собачек отсутствует, но в действительности это не так. Существует только две собачки. Во время сборки проверьте, что вы установили собачку в правильное место и в правильном направлении. В ином случае кассетная втулка не будет вращаться.
Кроме того перед сборкой сердцевины втулки нанесите немного смазки или противозадирной пасты на резьбу стопорного винта. Закрепите сердцевину втулки тем же методом, что и при снятии стопорного винта, применяя усилие затягивание примерно в 3 кгм. При условии использования специального инструмента следует применять усилие примерно в 7 кгм. Ведь вы не хотите, чтобы втулка разболталась во время езды на велосипеде.
Не забудьте, что затягивать необходимо по часовой стрелке.
Насколько долговечна (как часто ломается) планетарная втулка Shimano Nexus Inter 3?
В интернете можно найти определённое количество информации о поломках и уж поверьте, я очень серьёзно интересовался этим вопросом прежде чем купить себе втулку. Однако большая часть отзывов в интернете о поломках втулки мало чем полезна, поскольку практически никто не указывает пробег. Основная масса информации сводится к заявлениям в стиле «езжу два года и ничего не сломалось». К сожалению, подобные высказывания не дают возможности оценить реальную долговечность и ресурс втулки, поскольку совершенно не ясно, сколько такой велосипедист проезжает за этот самый год. Это может быть 500 километров, может быть 5000, а может у него велосипед вообще два года в гараже стоял и он на нём не ездил. В связи с этим, как только я приобрёл свой экземпляр втулки и начал на ней ездить, создал отдельный пост — бортовой журнал планетарки, если можно так выразиться. Туда я записываю всё, что происходит или не происходит с втулкой, обязательно указываю дату события и пробег. Настоятельно рекомендую прочитать этот пост по этой ссылке.