Пропорции
Как только вы поймете принцип построения каркаса тела, обратите внимание на пропорции. Каждый человек уникален
У кого-то длинные ноги и короткое туловище, у других могут быть длинные руки, или короткие плечи, или большая голова. Так что у вас есть большое поле для практики рисования разнообразных человеческих фигур.
Но если говорить о классических пропорциях взрослого человека, то они сформулированы «правилом семи голов». Расстояние от верхней части головы до лобковой кости должно быть равно четырем головам вашей фигуры. Ноги же должны быть в длину примерно как три с половиной головы.
На рисунке показано, как использовать высоту головы для измерения пропорций всего тела.
РисуемАнатомию Человека
Человеческиетела созданы из костей, связок и мышц. Вы не можете пропустить их всех толькопотому, что они скрыты под кожей — у кожи не было бы никакой формы без них!
Поэтому,изучая, как выглядят мышцы, где они прикреплены и что как они функционируют — крайневажно для создания реалистичных человеческих тел, особенно если вы хотите воссоздатьих без исходных изображений. Ваше знание анатомии должно быть вашим личнымисходным образом, который вы постоянно держите в голове!
-
Основы Анатомии Человека: СложныеПропорции Тела
Люди всеразные, и хотя у них у всех одинаковые пропорции, некоторые отклонения могут идолжны применяться для создания различных персонажей. В этом уроке вы узнаете,как вы можете изменить пропорции, сохраняя реалистичный вид.
Перейтик уроку
-
Основы Анатомии Человека: Мускулы и Другая МышечнаяМасса
Когдакто-то говорит «анатомия», мышцы — это первое, что приходит на ум, и тому естьвеская причина: не смотря на то, что мышцы скрыты под кожей, они создают формутела. В этомуроке вы узнаете, как воссоздать их убедительным способом, не заучивая сложныедиаграммы анатомии. Бонусная часть: вы так же узнаете о жире!
Перейтик уроку
-
Рисуем Различные Типы Тела для Мужчин и Женщин
Есливы хотите нарисовать разных персонажей, то вам нужно узнать всё о создании различныхсилуэтов в соответствии с правилами анатомии человека. Чем больше вы знаете,тем свободнее вы будете чувствовать себя, как художник!
Перейтик уроку
-
Основы Анатомии Человека: Рисование Разных Возрастов
Длячеловеческого тела нет возраста «по умолчанию» — мы меняемся от рождения до нашихпоследних дней. В этом уроке вы узнаете, какие изменения происходят с нашимителами во время процесса старения, чтобы вы могли воссоздавать персонажей наразных этапах их жизни.
Перейтик уроку
-
Основы Анатомии Человека: ДополнительныеСоветы
Когдахудожники учатся анатомии человека, то со временем они обнаруживают определённыетрюки, которые исходят из целостного знания человеческого тела. Сегодня нашавтор Джумана Медлей покажет вам свои трюки!
Перейтик уроку
-
BioDigital: ВизуализацииЧеловека
Когдавы изучаете анатомию из различных уроков, то вы можете обнаружить некоторыезапутанные вещи, поскольку различные авторы упрощают тему по-разному. Есливы действительно хотите изучить передовую анатомию, то вы должны перейти прямок источнику: например, эта удивительная трехмерная модель человека. Выможете повернуть его и удалить мышцы, чтобы увидеть их полную форму и то, какони соединены с костями. Для просмотра модели требуется бесплатно завести учётнуюзапись.
Перейтик уроку
-
Zygote Body: Просмотр 3D-Анатомии
Данныйсайт предлагает другую модель анатомии, и это идеально, если вы обнаружитечто-то непонятное в предыдущей модели – то сравнение поможет вам понять, чтопроисходит на самом деле. Эту модель также легко использовать, если выобнаружите, что модель BioDigital слишком сложна.
Перейтик уроку
-
GetBodySmart: ВиртуальнаяДемонстрация
3D-моделичеловеческой анатомии – это удивительно, но иногда они слишком перегружают -иногда вам хочется исследовать мышцы более традиционным способом. Этотсайт действительно помог мне понять отдельные мышцы, объяснив то, что было несовсем понятно в 3D-моделях. Эти аккуратные диаграммы позволяют вамвыполнять вашу личную демонстрацию, с акцентом на одну область тела за раз.
Перейтик уроку
Важные нюансы: оживляем рисунок
Свет и тень
Один из самых важных аспектов, которые могут сделать рисунок более реалистичным, — это использование света и тени. Они могут изменить форму и объем объекта, добавить глубину и текстуру к изображению. Использование света и тени может сделать рисунок более живым и убедительным.
Чтобы правильно нарисовать свет и тень, нужно понимать, откуда источник света и как он падает на объект. Это поможет определить, какие части объекта будут наиболее освещенными и какие будут в тени. Обычно свет падает сверху, но может быть и боковым или даже снизу.
При рисовании света и тени важно помнить, что не все части объекта должны быть равномерно освещены или в тени. Некоторые части могут отражать свет, другие — поглощать его
Важно понимать, какие части объекта будут наиболее яркими и какие будут наиболее темными.
Один из способов нарисовать свет и тень — использование градиентной техники, когда рисунок состоит из постепенного перехода от света к тени. Другой способ — использование более резких линий, чтобы показать контуры света и тени.
Но не забывайте, что свет и тень могут меняться в зависимости от многих факторов, таких как время суток, погодные условия, поверхность объекта и многое другое
Поэтому важно изучить основы светотени в рисовании и постоянно экспериментировать, чтобы находить свой стиль и подход
Использование света и тени в рисовании — это важный аспект, который может помочь сделать ваш рисунок более реалистичным и убедительным. Правильно использованные свет и тень могут добавить объем и глубину к изображению, сделать его более живым и убедительным. Не бойтесь экспериментировать с различными техниками и находить свой уникальный стиль.
Прорисовка глаз и волос
Прорисовка глаз и волос — это важный этап в создании реалистичного портрета. Глаза могут быть выражены через тени и освещение, их форма и размер могут помочь передать характер и эмоции человека на рисунке.
Волосы также могут добавить образу уникальности и стиля
Важно учитывать направление волос, их текстуру и освещение, чтобы достичь максимальной реалистичности. Некоторые художники предпочитают начинать с прорисовки глаз и волос, чтобы лучше понимать общую концепцию портрета и сохранять пропорции лица
Угловатые формы лиц
Прямоугольное лицо характеризуется широкой челюстью, подчеркнутой угловатым подбородком и прямой линией роста волос. Средняя линия вертикального сечения намного длиннее горизонтальной. Ширина лба человека с прямоугольным лицом примерно равна ширине скул.
Треугольное отличается от сердцеобразного только линией роста волос, у треугольного она прямая. Характерная черта этой формы лиц – высокие скулы и очень узкий, острый подбородок, в то время когда скулы практически так же широки, как и лоб. Вертикальная линия сечения треугольного лица обычно чуть длиннее горизонтальной.
Квадратная форма свойственна лицам с низкими, широкими скулами и угловатым подбородком. Длина квадратного лица равна его ширине.
Трапециевидное определяется широкой челюстью, низкими скулами и узким лбом. Обычно на таком лице подбородок угловат и широк, а скулы намного шире лба.
Ромбовидную форму лицу придают пропорционально узкие лоб и подбородок, причем последний обычно заострен. Высокие скулы – самая широкая часть ромбовидного лица, а его горизонтальное сечение гораздо меньше вертикального.
Советы опытных художников
Опытные художники могут поделиться ценными советами, которые помогут улучшить рисунок лица человека карандашом. Некоторые из них:
Работайте с образцами
Изучайте работы других художников, обращайте внимание на их технику и стиль. Это поможет расширить свой кругозор и научиться новым техникам рисования.
Не бойтесь делать ошибки
Ошибки — это часть процесса, и их можно исправить. Не пытайтесь сделать идеальный рисунок с первого раза, это маловероятно. Рисуйте, исправляйте ошибки и улучшайте свои навыки.
Учитывайте освещение
Освещение может значительно изменить образ, поэтому важно учитывать его направление и интенсивность. Это поможет сделать рисунок более реалистичным и глубоким.
Экспериментируйте с техниками рисования
Используйте различные виды карандашей, различные техники штриховки, экспериментируйте с пропорциями. Это поможет найти свой стиль и сделать рисунок более интересным.
Не забывайте об анатомии. Хотя в искусстве много места для творчества, знание анатомии может помочь понимать пропорции тела и создавать более реалистичные портреты.
Учитесь рисовать не только лицо, но и тело в целом. Это поможет создать полноценный портрет и передать характер и эмоции человека на рисунке.
Практикуйтесь регулярно. Рисование — это навык, который можно развивать только через постоянную практику. Рисуйте каждый день, даже если это только несколько минут, и вы увидите, как быстро улучшатся ваши навыки.
Рисование лица человека карандашом может показаться сложной задачей, особенно для начинающих художников. Однако, при соблюдении определенных пропорций и основных линий, можно добиться красивого и реалистичного результата
Важно не забывать о свете и тени, а также о деталях, таких как прорисовка глаз и волос
Используя схемы и мастер-классы, можно усовершенствовать свое мастерство в рисовании лица человека карандашом. Не бойтесь экспериментировать и развиваться, и вам обязательно удастся создать красивый и интересный рисунок!
Рисунок основы
Создаём схему с головы
Хорошо сложенная фигура, независимо от пола или чего ещё, определяется расположением суставов, которое неизменно (то есть, нам покажется странным, если появятся варианты). Это фундамент для пропорций. Рисуйте свою собственную схему, следуя за мной, это поможет лучше освоить материал.
Начните рисунок с очертания овала или яйца (острым концом вниз) для головы и сделайте вниз восемь отметок, последняя будет на земле.
Разметка (идеальный мужской рост = 8 голов) была установлена во времена Ренессанса, как идеал человеческой фигуры. Очевидно, что найдутся единицы людей с ростом ровно в восемь голов (даже северные европейцы, которые послужили базой для этой модели, ближе к семи), но это остаётся начальной базой, так проще понять строение тела.
Далее добавьте тазовую кость, упрощённо это плоский круг между метками 3 и 4, тазобедренный сустав сидит на 4. Его ширина составляет примерно 1,5-2 ширины головы. Теперь вы можете нарисовать позвоночник вместе с головой, важнейшую часть тела, его центр тяжести и устойчивости.
Ноги и колени
Представим эту фигуру, вертикально стоящую на ногах, выходящих из тазобедренных суставов. Коленные суставы сидят на отметке 6, эта строка соответствует нижней части коленной чашечки.
Когда нога вытянута, коленный сустав помещается на прямой линии бедра и лодыжки (слева). Но эта прямая линия условна: завершите ногу, соединив линией тазобедренный сустав с коленным изнутри, затем от коленного снаружи к лодыжке изнутри (справа). Это очень упрощенное, но точное представление костной структуры и помогает нарисовать контур человеческой ноги, который сужается внутрь от бедра, затем выходит из колена и сужается снова. Потом будет легко расположить по ним мускулы.
Грудная клетка, соски и пупок
Группа грудной клетки и лёгких является третьей важной частью тела после головы и таза. Упрощенно, это овал, который начинается на полпути между 1 и 2, до отметки 3; но лучше отсечь его нижнюю часть для имитации линии грудной клетки и полости, как важного объёма между двумя частями: она мягкая и изменяемая (плоский живот, мягкий живот, осиная талия), и это наиболее подвижное место позвоночника
Представьте себе это хорошо и не соединяйте торс и таз в виде двух блоков, так как это будет «блокировать» свободу движения в рисунке. Ширина овала примерно совпадает с шириной таза.
Здесь ещё две детали: соски на отметке 2, как раз по сторонам головы и пупок на отметке 3.
Плечи
Линия плеч расположена на полпути между отметками 1 и 2, шириной на 2 или 3 головы, но точное её место варьируется весьма широко. С самого начала она слегка изогнута вниз, но, совпадая с напряжённостью плеч, кривая растягивается и, выгибаясь вверх, кажется выше. Кроме того, размер трапециевидной мышцы, соединяющей плечи и шею, очень индивидуален; если она сильно развита, или в ней много жира, то линия плеч будет выглядеть настолько высокой, словно шеи нет вовсе; напротив, слаборазвитая трапеция, как у юных девиц, даёт впечатление длинной шеи.
Это короткое отступление на вне-скелетные детали сделано для того, чтобы не было путаницы между пониманием реальной линии плеч и её видимым положением снаружи, примеры чего приведены ниже.
Руки, запястья и кисти рук
Наконец, руки: запястья находятся на отметке 4, немного ниже тазобедренных суставов, которые сидят на ней (вы можете проверить сами, стоя и прижав запястья напротив бёдер). Кончики пальцев находятся примерно на середине бедра, в районе отметки 5. Сложные локтевые суставы мы подробней рассмотрим позже, но пока будет правильным отметить их расположение вытянутыми овалами, сидящими на отметке 3.
Мы сделали. почти всё. Прежде, чем подводить итоги, давайте проведём линии от знаков и посмотрим, как это выглядит в профиль.
Рисование глаза человека
У этого важнейшего элемента лица весьма непростое строение, поэтому нужно помнить о целом ряде правил:
- Радужную оболочку и зрачок нужно изображать как круг, если взгляд персонажа направлен на наблюдателя, если же мимо, то они становятся овалами;
- Центр у радужной оболочки и зрачка всегда в одной точке.
- Зрачок должен быть самым темным элементом.
- Блик располагается наполовину на радужной оболочке, а наполовину — на зрачке.
- Требуется изобразить на нижнем веке его кожную складку, не ограничиваясь прямой линией.
- Белки глаз не должны быть полностью белыми, на их наличие нужно указать с помощью цвета.
- Ресницы на верхнем веке выглядят как прямая линия.
- Глазное яблоко примыкает к верхнему веку.
Рисуем нос вместе с глазами
Чтобы эти два элемента хорошо смотрелись вместе, необходимо соблюсти ряд правил:
- Пространство между глазами — как ширина одного глаза;
- Глаза располагаются на единой линии.
- Вертикальная линия, идущая из уголка глаза, должна совпасть с краем носа.
Глаза и брови
У основания круга проводим горизонтальную линию, перпендикулярно первой. На этой линии располагаются глаза. Именно на ней, не выше, как бы ни хотелось! Горизонтальную линию нужно разделить на пять равных частей – каждая из них равна ширине глаза. Центральная часть может быть немного шире. Глаза расположены по бокам от нее. Для дальнейшего вычисления пропорций лучше всего указать, где будут располагаться зрачки.
Чтобы определить, насколько высоко над глазами должны быть брови нужно разделить круг на четыре равные части, снизу вверх. По горизонтальной линии, проходящей прямо над глазами, будут располагаться брови.
Пропорции лица человека при рисовании портрета: схема. Идеальные пропорции лица
Портрет передает не только внешние характеристики лица, но и отражает внутренний мир человека, его отношение к реальности и эмоциональное состояние в определенный момент времени. Фактически, портрет, как и любая другая жанровая картина, — это расположение линий, форм и цветов на холсте или бумаге так, что их конечное сочетание повторяет форму человеческого лица.
Звучит почти как волшебство? Чтобы правильно располагать на бумаге те самые линии, формы и оттенки, нужно прежде всего изучить пропорции лица человека (при рисовании портрета их необходимо соблюдать в обязательном порядке) и их зависимость от движений, направления и формы головы.
Как нарисовать набросок человека: пошаговое руководство
Пропорции
Первое, что нужно сделать, — разобраться с пропорциями. Для этого нарисуйте на листе линию и разбейте ее на семь-восемь равных частей, если рисуете человека стоя, или на пять-шесть, если фигура сидит.
Скелет
Теперь заполните нарисованную шкалу сверху вниз, как на картинке. Сначала нарисуйте голову — она должна занять одно деление, затем грудную клетку — два деления, таз примерно на четвертом делении, колени на пятом и стопы. Не забудьте, что у человека должны быть шея и руки, а еще предусмотрите место под переходы от одной узловой точки к другой, например, от грудной клетки до таза.
Основа человека готова. Можно стереть шкалу с цифрами, она больше не понадобится. Маленький лайфхак: если не хочется каждый раз рисовать шкалу, можно создать ее в Photoshop или другом редакторе, распечатать и подкладывать под рабочий лист бумаги.
Форма
Чтобы не запутаться с пропорциями внутри самой фигуры, не прорисовывайте сразу линии тела. Оформите мышцы овалами, выделите суставы. Этот шаг многие пропускают, считая его примитивным, но именно он помогает новичкам сделать фигуру правильной.
Самый простой набросок мышц поможет не допустить ошибку в пропорциях
Прорисовка формы
На этом этапе все части фигуры нужно соединить плавной линией, добавить основу одежды, если она нужна, прическу и остальные детали.
4 простых способа нарисовать фигуру человека
Детализация
Самое основное сделали, осталась детализация, степень которой зависит от изначальной идеи.
Как нарисовать фигуру человека в необычной позе
Освещение
Освещение должно быть слегка рассеянным, исходить из одного источника (из окна или от лампы) и располагаться чуть выше и сбоку от модели. Такое освещение выявляет черты лица, но так мягко, что под носом и ртом и вокруг глаз не образуются тени. По этой причине следует избегать яркого искусственного освещения (например, от прожектора) и прямого солнечного света: они выделяют даже самые мелкие морщины и отрицательно сказываются на качестве работы.
Кроме того, при ярком освещении модель вынуждена напрягать лицевые мышцы, поэтому выражение лица будет напряженным и неестественным.
Эти две фотографии отличаются углом наклона источника освещения и расстоянием между источником и моделью.
Рисование человека, сидящего на полу
Сидящий человек будет нарисован с боковой стороны. Основа фигуры – простая вертикальная линия, делимая на 4 равные части точкой. С нижней точки линии проводится горизонтальная линия вверх, что представляет собой основание ног, находящихся в полусогнутом положении.
Небольшими кругами стоит обозначить места основания бедра, коленей и щиколотки. Ступня набрасывается в форме горизонтального овала, заостренного на одном конце.
- Среди ранее оставленных точек выбираем самую верхнюю и рисуем диагональную линию по направлению вниз до конца основной линии.
- Это основание руки. На ней при помощи небольших кружков обозначаются основания плеча, изгиб локтя и запястье. Ладонь рисуется как половина овала.
На основной линии сверху вниз рисуется круг, 2 овала и половина овала. Далее вся конструкция из фигур и линий соединяется дополнительными линиями, и в результате появляются объемные очертания тела, которым придаются детали, как это описано выше.
Основные техники рисования карандашом
Как быстро научиться рисовать карандашом? Для этого придется освоить специальную технику карандашных рисунков. Чаще всего при создании карандашных рисунков применяются такие техники как растушевка и штриховка. Начинающим проще всего освоить растушевку. Нужно отметить, что в художественных школах акцент делают на обучении техники штриховки, считая растушевку менее полноценной.
Штриховка
Как научиться рисовать карандашом, используя штриховку? Ее выполняют путем последовательного нанесения карандашом на закрашиваемую поверхность коротких неглубоких параллельных линий, располагая их на небольшом расстоянии
При этом, заканчивая линию, важно отрывать карандаш от бумаги, а не вести его заостренный кончик зигзагом в начало следующей линии, оставляя видимый след. Участок рисунка штрихуется строго в одном выбранном направлении.. Штриховка помогает добиться изменения насыщенности тона рисунка
Для этого художник меняет частоту штрихов и направление штриховки, выбирая между вертикальными, горизонтальными и диагональными штрихами. Чтобы увеличить глубину цвета прибегают к нанесению перекрестных штрихов разной направленности. При необходимости для передачи рельефа поверхности, можно воспользоваться штрихами из непрямых линий – дугообразными или ломаными.
Штриховка помогает добиться изменения насыщенности тона рисунка. Для этого художник меняет частоту штрихов и направление штриховки, выбирая между вертикальными, горизонтальными и диагональными штрихами. Чтобы увеличить глубину цвета прибегают к нанесению перекрестных штрихов разной направленности. При необходимости для передачи рельефа поверхности, можно воспользоваться штрихами из непрямых линий – дугообразными или ломаными.
Штриховка идеально подходит для отображения тонов и теней, текстуры поверхности. Однако она считается относительно сложной для начинающих, и ее освоение требует много времени. Поэтому сначала предпочтительнее освоить технику растушевки. Ее применяют и тогда, когда нужно скрыть ошибки штриховки.
Растушевка
Как научиться рисовать карандашом с помощью растушевки? Она позволяет добиться большой натуральности изображения, так как происходит плавная градация тона. Растушевка осуществляется следующим образом: на область рисунка наносятся первоначальные штрихи, которые затем растираются растушкой или ее заменителями – ватными палочками, тряпочкой из замши, кусочком бумаги. Некоторые растушевывают рисунок, используя пальцы, но такая практика может привести к появлению на работе жировых пятен, что не добавит ей эстетичности.
Если вы решили воспользоваться растушевкой, то предварительную штриховку нужно делать перекрестными ломаными штрихами. Растирают штрихи только в одном направлении – сверху вниз. Главное – добиться видимой однородности растушевки. При необходимости те участки, которые вышли светлее повторно подштриховывают карандашом, а более темные области осветляют ластиком.
Уши
Уши – одна из наиболее сложных для рисования частей тела. Они содержат в себе множественные причудливые очертания. Если уши не бросаются в глаза из-за серег или большого размера, мы обращаем на них мало внимания. Но они не бесформенны, как мы часто думаем.
Для рисования портретов и их реалистичного вида нужно изучить их строение. Хорошая идея – рисовать уши из разных ракурсов, если вы хотите преуспеть в рисовании портретов.
Ниже показан обычный крупгый план уха на портрете. Большая его часть спрятана за волосами. Видна только часть мочки.
Задний вид уха под углом
Эта картинка передаёт тонкости строения уха. Ракурс изображения не типичен, но, возможно, когда-нибудь вам придётся рисовать человека и в столь необычной позе.
Рисунок лица человека: просто о сложном
Оси и пропорции
Первый шаг в рисовании лица — это определение осей и пропорций. Оси это вертикальная и горизонтальная линии, которые помогут разместить элементы лица правильно. Пропорции определяют размеры и расположение каждой части лица относительно друг друга.
Линия глаз
Глаза — одна из самых важных частей лица. Для начала, рисуйте глаза в форме овала или эллипса, расположенных на уровне оси глаз. Далее нарисуйте зрачки, ресницы, и отметьте место для бровей.
Линия бровей, носа и роста волос
Чтобы продолжить работу над лицом, следующим шагом будет нарисовать линии бровей, носа и роста волос. Для бровей нарисуйте пару линий, исходящих из угла внешнего края глаза, и удлините их до нужной длины. Затем нарисуйте нос, начиная с мостика и продолжая линии вниз до кончика носа. Наконец, нарисуйте линию роста волос, начиная от центра лба и вдоль края овала, который вы начали ранее.
Линия рта и губ
Чтобы нарисовать рот, нарисуйте линию по середине овала, начиная от нижнего края носа и заканчивая на подбородке. Затем нарисуйте линию верхней губы, следуя форме овала, и добавьте еще одну линию для нижней губы. При желании, вы можете добавить мелкие детали, такие как складки или тонкие линии, чтобы создать более реалистичный эффект.