КАК УСТАНОВИТЬ ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА НА ВЕЛОСИПЕД САМОМУ
Прежде чем рассматривать вопрос, как установить дисковые тормоза на велосипед, давайте немного разберемся, что из себя представляет дисковая гидравлическая система тормозов.
Как правило, составными частями дискового гидравлического тормоза являются: тормозная ручка, гидролиния, ротор (тормозной диск) калипер (имеющий бачки для тормозной жидкости, под давлением которой, тормозные колодки соприкасаются с ротором), адаптер, посредством которого, калипер крепится к раме велосипеда.
Гидравлические дисковые тормоза имеют значительное преимущество перед механическими в эффективности. Это обусловлено тем, что жидкость в гидролиниях не меняет свою плотность, не сжимается и не деформируется, в отличие от тросика механического тормоза.
Различают открытый и закрытый типы гидравлических тормозов. К недостаткам закрытых, можно отнести потребность в регулировке во время эксплуатации.
Уменьшение или увеличение объема тормозной жидкости, к примеру, от воздействия температуры вызывает потребность регулировать положение тормозных колодок. Также тормозные колодки следует регулировать, когда происходит их частичный износ.
В тормозах открытого типа эта проблема отсутствует. Поскольку их конструкция предусматривает расширительный бачек, заполняемый тормозной жидкостью (находится, как правило, у тормозной ручки). Регулировок такие тормоза в процессе эксплуатации не требуют.
На наличие модуляции (плавность движения ручки в начале хода и мощное сцепление колодок с ротором в конце) влияет количество поршней в калипере.
Когда речь идет о выборе определенной модели, есть смысл посоветоваться с ее обладателем. Ведь для разных стилей катания нужны разные тормозные системы.
Кросскантрийщикам подходят плавные и легкие, в даунхиле или фрирайде — мощные и четко контролируемые, в дертджампинге — с хорошей модуляцией и, при этом, максимально легкие и мощные.
После первой настройки колодки, относительно тормозного диска, сами принимают правильное положение. Но это не касается моделей с одним поршнем. Они требуют регулирования, почти, как и механические. К примеру, Hayes Sole. Даная модель не считается лучшей среди гидравлических тормозов.
Предварительная подготовка гидравлических дисковых тормозов открытого типа заключается в следующем:
- В тормозную систему нужно залить масло. В тормозах Shimano – минеральное масло. В тормозах Avid, Hayes, Helix – используется тормозная жидкость DOT.
- Процесс прокачки тормоза заключается в выдавливании воздуха из гидролиний, цилиндров и тормозных бачков, прогоняя через них масло.
- Затем выставляется калипер таким образом, чтобы тормозные колодки не цепляли ротор.
- Установка дисковых тормозов на велосипед производиться в такой последовательности:
- Закрепим на руле тормозные ручки и отрегулируем их положение с помощью шестигранника;
- Устанавливаем ротор на втулку, ставим колесо на место, затягиваем болтами либо эксцентриками;
- Крепко прикручиваем переходник, возможно использование фиксатора резьбы;
- Устанавливаем калипер, но не затягиваем шестигранники, так что бы он «плавал».
- Нажав тормозную ручку, проверяем, в равной ли степени выдвигаются тормозные колодки при нажатии.
- Зажав тормозной диск колодками, калипер станет на нужное место. Чтобы ему помочь, стоит пытаться крутить колесо вперед-назад.
- Попеременно подтягиваем болты. Если болты были сильно ослаблены, придётся еще раз плавно отпустить и резко нажать ручку.
- Прижав калипер, нужно раз 15-30 резко понажимать ручку, чтобы подвести колодки к тормозному диску на рабочее расстояние.
- При отпущенной ручке, прокручиваем колесо и проверяем, нет ли трения ротора о какую либо из колодок. Если есть, нужно расслабить болты клипера и немного сдвинуть его в сторону трущей колодки.
- Затем обратно подтягиваем болты и проверяем, ели есть необходимость, повторяем вышеуказанные действия.
Как отрегулировать дисковые механические тормоза на горном велосипеде
Механика постепенно уходит в историю. Сейчас ее еще можно увидеть в бюджетной линейке российских Stels, Forward и Stern. Учитывая цену, о принадлежности деталей тормозной системы к таким мировым брендам, как Shimano и Sram, говорить не приходится. Обычно это какой-то noname комплект, который имеет минимум настроек.
Еще один гвоздь в списке недостатков механических дисковых тормозов – они чаще нуждаются в регулировке. Все потому, что одна из колодок неподвижна. По мере ее стирания расстояние между ней и диском автоматически увеличивается. Между тем колебания значений этого зазора должны быть незначительными, иначе фрикционные накладки будут неравномерно изнашиваться + страдает качество замедления.
Проверка готовности системы к регулировке
Итак, сперва необходимо убедиться, что:
- Адаптер, к которому крепится калипер, хорошо закреплён на раме или вилке (болты плотно затянуты).
- Уже проверенный ротор надёжно зафиксирован винтами на втулке.
- Колесо установлено на велосипед, эксцентрик/гайки затянуты.
- Барашек регулировки натяжения троса выкручен не более чем на 1,5 оборота (находится рядом с ручкой или суппортом).
- Трос закреплен на подвижном рычаге машинки.
Работа с калипером
Регулировка механических дисковых тормозов на горном велосипеде выполняется в два этапа: наладка калипера и поднастройка тормозной рукоятки. Отрегулировать суппорт – значит выставить колодки симметрично относительно диска, при этом зазоры должны быть минимальными.
В настройке калипера важно соблюдать последовательность действий:
- Отцентрировать машинку. Ослабьте болты крепления суппорта к переходнику и, двигая калипер, отыщите такое его положение, при котором колодки будут равноудалены от диска и полностью параллельны ему. Отцентрировав машинку, притяните ее к переходнику, соблюдая правило равномерной затяжки: вращайте один болт на ¼ оборота, затем другой также на ¼, и снова повторяйте описанную процедуру с первым и вторым крепежом.
- Выставить зазор между неподвижной колодкой и диском. На калипере механического дискового тормоза любого класса есть болт или регулировочное колесо, позволяющее приближать/удалять неподвижную колодку от диска. Здесь стоит задача воспользоваться этой регулировкой, чтобы приблизить колодку максимально близко к ротору, соблюдая зазор. Проще всего сделать это так: придвинуть фрикционную накладку вплотную к диску, но так, чтобы она не изгибала его, и немного отпустить болт для получения небольшого зазора.
Совет. Настройте зазор так, чтобы на середине хода тормозной ручки фрикционные накладки плотно прихватывали диск. Для этого потребуется корректировать натяжение троса с помощью барашка и положение неподвижной колодки (чтобы соблюдать симметрию относительно ротора).
К сведению. Центровку калипера можно пропустить, если эта операция была выполнена ранее, а колесо не снималось.
Настройка хода тормозной ручки
Эта наладка позволяет настроить положение рукоятки в момент схватывания тормоза. Конкретных рекомендаций по этому поводу нет. Кому-то удобнее, чтобы велосипед тормозил при малейшем нажатии на ручку, кому-то больше нравится наличие небольшого холостого хода и мертвая хватка в середине пути рычага.
Выполняется данная настройка с помощью винта, расположенного в корпусе тормозной ручки. Финишная доводка резкости схватывания тормоза производится барашком натяжения троса.
Внимание! После завершения всех регулировок проверьте, равноудалены ли колодки от ротора. Вполне возможно, что придется подрегулировать неподвижную фрикционную накладку
Как ослабить дисковый тормоз на велосипеде
Достаточно вкрутить барабан натяжения троса на определенное количество оборотов. Если его хода недостаточно – открутить гайку крепления тросика к калиперу, и послабить его натяжение. Вариант «так себе» – выкрутить болт регулировки положения ручки.
Как сделать, чтобы тормоза хорошо тормозили
Используйте качественные колодки и своевременно центруйте калипер относительно ротора, чтобы диск изгибался как можно меньше.
Регулировка руля.
От правильного положения руля зависит управляемость велосипеда. Руль считается правильно отрегулированным, если кисти рук, локти, спина и шея велосипедиста не напрягаются и не затекают при езде в удобном положении. Чтобы этого достичь, необходимо отрегулировать высоту руля и его наклон, придерживаясь следующих правил:
- На дорожном велосипеде руль должен располагаться под углом около 90 градусов. Для этого его необходимо установить прямо над передней втулкой (центральной деталью переднего колеса).
- На горном байке наклон руля составляет 45 градусов, в этом случае его устанавливают на дюйм (2,54 см) впереди втулки.
- Высота руля для шоссейного велосипеда настраивается на 3 дюйма выше уровня седла, а для горного — на 4 дюйма ниже.
Дисковые тормоза
Стоит упомянуть и об оборудовании на основе дисков и гидравлики. Их главное отличие от ободного заключается в остановке вследствие зажатия диска тормоза. Его крепление осуществляют колодки, которые фиксируются на раме сзади и перьях вилки спереди. Цилиндр дисковых тормозов может иметь различную конструкцию. Таким образом, гидравлические дисковые тормоза могут быть следующих видов:
- Многопоршневые;
- Однопоршневые;
- Двухпоршневые с наличием плавающих поршней;
- Двухпоршневые в дополнении с оппозитными поршнями.
Самыми популярными являются модели последнего вида. Они наиболее эффективные и мощные. Изредка встречаются однопоршневые конструкции дисковых тормозов, но они обладают большим количеством недостатков в силу чего практически не используются. Преимуществ у дисковых тормозов много, стоит отметить высокую точность работы. Также они не нуждаются в частой настройке, совсем не нужно постоянно регулировать колодки.
Дисковые гидравлические тормоза довольно затруднительно отремонтировать в неподходящих условиях. Недостатком можно считать и то, что из-за небольшого расстояния между друг другом колодки быстро приходят в негодность
Если при выборе этого комплектующего обращать большее внимание на производителя и качество, то можно рассчитывать на долгий срок службы детали
Для работы таких дисковых тормозов подходит как масло, так и тормозные жидкости. Все зависит от индивидуальных предпочтений владельца транспорта. Также из особенностей можно отметить то, что калипер заднего тормоза на велосипеде в некоторых случаях мешает установке багажника, но все зависит от конструкции рамы и, непосредственно, важную роль играет и сам калипер.
Регулировка тормозных механизмов
Регулировка тормозных механизмов важная процедура, которая обеспечивает надежную и эффективную работу дисковых тормозов на велосипеде. Ниже представлена пошаговая инструкция по регулировке тормозов Shimano.
- Проверьте позицию тормозного рычага: Удостоверьтесь, что рычаг находится в удобном положении для вашей руки. Он должен быть легкодоступным и позволять комфортно управлять тормозами.
- Проверьте состояние тормозных колодок: Осмотрите колодки на предмет износа или повреждений. Если колодки слишком изношены, замените их. Если поверхность колодок не ровная или сильно поцарапана, попробуйте протереть ее с помощью наждачной бумаги.
- Проверьте расстояние между колодками и тормозным диском: При нажатии на тормозные ручки колодки должны прижиматься к диску без зазоров, но не должны его трогать. Если зазор слишком большой или слишком маленький, вам потребуется отрегулировать его.
- Отрегулируйте позицию колодок: Чтобы отрегулировать позицию колодок, вам понадобится инструмент для регулировки тормозов (обычно предоставляется с тормозной системой). Поставьте инструмент на регулировочный болт и измените положение колодок до тех пор, пока они не будут находиться на оптимальном расстоянии от диска.
- Установите натяжение троса тормоза: Убедитесь, что трос правильно натянут и не слишком растянут. Для регулировки натяжения троса используйте регулировочную гайку на тормозном рычаге. Отрегулируйте натяжение до тех пор, пока тормозной диск не начнет замедляться при нажатии на тормозную ручку.
- Проверьте работу тормозов: После регулировки проведите тестовую поездку и проверьте, как работают тормоза. Убедитесь, что они надежны, эффективно замедляют велосипед и не зажимают колесо.
Следуя этим шагам, вы сможете правильно настроить тормозные механизмы Shimano на своем велосипеде и обеспечить безопасное и комфортное вождение.
Как установить и настроить V-brake самостоятельно
Установка тормоза с нуля:
- Закрепить рычаги на раме велосипеда.
- Вдеть в тормозную ручку приводной тросик.
- Установить ручку на руль, вставить трос в пазы на раме (если есть).
- Соединить трос с рычагами и поставить пружину.
После установки обязательно потребуется регулировка тормозов.
Точность работы механизма во многом зависит от его настройки
Так, даже дорогостоящая система будет работать неважно без правильной регулировки, и наоборот, V-brake среднего класса по эффективности может превзойти дисковый тормоз. Что нужно сделать по настройке тормозов?
Отрегулировать натяжение троса. После настроек тормоз должен мгновенно срабатывать на сжатие ручки и отскакивать при ее ослаблении. Если колодки не отходят от ободьев, это говорит о недостаточном натяжении. На перетянутом тросе ручка будет тяжело нажиматься, а оплетка может лопнуть.
Натяжение регулируется с помощью болта со стороны рычагов. Настройка выглядит так:
- Сбросить пружины.
- Ослабить болт фиксации троса.
- Подобрать натяжение так, чтобы в полностью зажатом положении расстояние от ручки до руля соответствовало толщине пальца.
Если на оплетке троса были замечены повреждения, рекомендуется сразу поставить новый комплект.
Регулировка зазоров. Оптимальное расстояние – 2 – 3 мм от края колодки до обода. Определение износа тормозных колодок: использовать нельзя, когда полностью стерты отводные канавки (вся поверхность ровная).
Как поставить новые колодки? Расположение относительно обода влияет на величину площади контакта колодок с ним, силу торможения и срок службы материала. Для тормозных колодок с мягкой резиновой поверхностью их нужно установить так, чтобы передний край располагался ближе к ободу. Тормозные колодки из жесткого материала ставятся строго параллельно поверхности вращения колеса.
Если на велосипеде установлены картриджные колодки, потребуется поменять лишь накладки. Их положение задается шплинтом, перед снятием старой поверхности он извлекается из корпуса. Аналогично в обратном порядке вставляется новая накладка и фиксируется шплинтом.
Регулировка положения и смещение колодочных корпусов производятся за счет болта и шайб. Для точной фиксации потребуется сжать тормоз и выставить положение колодок строго на поверхности обода.
Последним этапом будет проверка работы системы на практике, то есть в реальных условиях езды. Как правило, настроить V-brake получается сразу. Однако если торможение запаздывает или ручка не полностью возвращается в исходное положение, необходимо отрегулировать тормоза повторно.
Основные признаки неисправностей велосипедных тормозов
Если вы изучили информацию по вопросу о том, как настроить тормоза на велосипеде, вам также стоит дополнительно разобраться с признаками, свидетельствующими о поломки его тормозной системы.
Регулировка тормозных систем велосипедов производится в том случае, когда вы приобрели новый байк, а также по истечении срока его обкатки
К ним относятся:
- Появление необычных звуков во время движения, а именно стуки, свисты, скрипы. Это свидетельствует о том, что машина имеет проблемы с колодками или же с самим тормозным механизмом.
- Плохой отклик велосипедных тормозов на воздействие, прилагаемое велосипедистом к тормозной ручке. В этом случае можно диагностировать неисправность гидравлической системы или троса велотормоза.
- Наличие визуально обнаруживаемых механических повреждений, а именно следов удара после падения. В этом случае тормоза работать будут, но их придётся дополнительно отрегулировать.
Внимание! Регулировка тормозных систем велосипедов производится в том случае, когда вы приобрели новый байк, а также по истечении срока его обкатки. Данную процедуру необходимо будет провести и тогда, когда машиной вы не пользовались более месяца, особенно в холодное время года
Данную процедуру необходимо будет провести и тогда, когда машиной вы не пользовались более месяца, особенно в холодное время года.
Во время настройки тормозов проводят профилактическое обслуживание других систем и механизмов велобайка
Для того, чтобы разобраться в том, как настроить тормоза на велосипеде, необходимо знать основные операции, которые выполняются при этом. Обычно регулировка тормозов всех типов нуждаются в выполнении следующих операций:
- Подбор наилучшего способа расположения колодок относительно обода колеса, или же регулировка таким же образом диска или барабана.
- Отладка их рабочих плоскостей.
- Подбор оптимального усилия на рабочих органах, расположенных на руле. Обычно это рукоять тормоза, с помощью которой передаётся усилие на рабочие органы тормозной системы. Данное усилие на задний тормоз может передаваться через педали велосипеда.
Во время настройки тормозов проводят профилактическое обслуживание других систем и механизмов велобайка, например, в обязательном порядке необходимо будет проверить правильность геометрии обода колеса. Если вы выявите на нём наличие восьмёрки, её необходимо будет исправить, чтобы колодка не стирала обод.
Во время настройки тормозной системы всегда помните о том, что, знать, как настроить задние тормоза на велосипеде, это далеко не равнозначно знанию о том, как настроить передние тормоза на велосипеде. Обычно устройства тормозных систем, расположенных спереди и сзади велосипеда, достаточно серьёзно отличаются друг от друга, поэтому к ним нужно иметь различный подход.
Проверка состояния тормозов перед началом настройки
Перед тем как приступать к настройке тормозов на детском велосипеде, нужно убедиться, что они находятся в исправном состоянии. Ведь неправильно работающие тормоза могут привести к серьезным авариям и травмам.
Вот несколько важных шагов, которые помогут вам проверить состояние тормозов:
- Визуальный осмотр: Взгляните на тормозные колодки – они должны быть целыми и ровными. Убедитесь, что ни одна из них не повреждена или изношена.
- Настройка гайки троса: Проверьте, насколько гайка троса тормозов затянута. Она должна быть достаточно затянута, чтобы предотвратить люфт, но при этом не перетянута, чтобы тормоза не теряли свою чувствительность.
- Проверка троса: Осмотрите трос тормозов на предмет повреждений или износа. Убедитесь, что он не обломан или сильно корродирован.
- Оценка дисков (если есть): Если на велосипеде имеются дисковые тормоза, проверьте их состояние. Убедитесь, что они не истираются или не повреждены. Диски должны быть ровными и гладкими.
- Проверка ручек тормозов: Убедитесь, что ручки тормозов легко нажимаются и возвращаются в исходное положение. Если ручки слишком трудно нажимаются, возможно, требуется замена троса или регулировка тормозов.
После того, как вы удостоверились в исправности и работоспособности тормозов, можно приступать к настройке. Запомните, что правильно настроенные тормоза обеспечивают безопасность вашему ребенку на велосипеде.
Дисковые механические тормоза
Наиболее популярными производителями подобных тормозов являются: Tektro, Shimano, Avid. Тормозное усилие передается аналогичным образом, но не на обод, а через тросик и механизм, именуемый калипером, на специальный тормозной диск (ротор). В калипере установлены тормозные колодки, выполненные, как правило, из металла или синтетических материалов. Одна колодка обычно неподвижная (внутренняя), другая (внешняя), в процессе торможения прижимается к ротору и прижимает ротор к неподвижной колодке. Впрочем встречаются и системы с двумя подвижными колодками. Такие тормоза обычно устанавливаются на горные велосипеды.
Настройка этих тормозов обычно сводится к правильной (параллельной) установке калипера относительно ротора и установке зазора между колодками и ротором с помощью регулировочных механизмов на калипере. Самые простые тормоза таких регулировочных элементов могут не иметь. В этом случае калипер устанавливается так, чтобы внутренняя (неподвижная) колодка была максимально близко к ротору (зазор 1-1,5 мм), а внешняя регулируется натяжением тросика.
Основным минусом этой тормозной системы является необходимость частой подстройки по мере износа колодок.
Как настроить ободные тормоза
Для читателей нашего блога действует скидка 10%по промокоду blog-BB30 на все товары , представленные в нашем магазине
Вибрейки не теряют популярности. Простота обслуживания, дешевые расходники и неприхотливость при эксплуатации – отличный вариант для тех, кто использует велосипед в первую очередь для перемещения, без экстрима и сверхнагрузок.
Принцип работы элементарен – тормозная ручка при нажатии тянет трос (G), который сдвигает рычаги тормоза (I), прижимая закрепленные на них колодки (J) к ободу колеса. При отпущенной ручке рычаги возвращаются в исходное положение, установленными на них пружинами. В статье разберем, как настраивать и регулировать ободные тормоза:
Описание
Большинство велосипедистов-новичков, видя перед собой гидравлический или механический дисковый тормоз, не знают, что с ним можно сделать. Вся причина в том, что многими ошибочно кажется, что дисковый тип тормоза устроен намного сложнее, чем традиционный V-brake. Однако это не так – их конструкция не только похожа, но и основана на одних и тех же принципах: силе трения, останавливающей вращения колеса.
Механические
Система такого типа устроена достаточно просто:
- ручка тормоза;
- система регулирования, оснащенная контргайкой;
- система, позволяющая регулировать тормозную ручку;
- трос и его рубашка;
- фиксатор;
- калипер – натяжитель;
- колодка механического тормоза;
- диск.
Тормозную ручку следует устанавливать на руль: правая, традиционно, служит для торможения заднего колеса, а левая – для переднего (в отличие от мотоциклов, в которых наоборот).
Ручку устанавливают при помощи специальных хомутов, именно она является передатчиком усилия от пальцев руки к тормозному диску. Регуляторы помогают изменить силу натяжения троса, контргайка и есть основным инструментом регулировки. Чем сильнее она закручена, тем более натянутым является трос и тем чувствительнее, соответственно, вся тормозная система.
Говоря простыми словами, механическая система устроена таким образом, что, нажимая на ручку, вы попросту затягиваете трос, который вкручивает калипер и, тем самым, прижимает колодку к диску, который передает торможение на ободной диск колеса.
Конструкция механической системы
По сути, есть два способа регулировки – регулятор тормозной ручки до грипсы и сама контргайка, которая способна натягивать и послаблять трос.
Гидравлические
Для тех, кто боится гидравлики, предполагая, что конструкция ее очень сложна и заимствована из автомобилей и мотоциклов, сразу сообщаем – гидравлика практически ничем не отличается от дисковой механики, это попросту чуть более усовершенствованная конструкция. Между ручкой и ободом теперь располагается не трос, а шланг со специальной тормозной жидкостью (либо DOT4, либо минеральные жидкости).
Конструкция не менее простая:
- тормозная ручка;
- резервуар с тормозной жидкостью, цилиндр, поршень;
- гидравлическая линия;
- колодки;
- диск.
Мастер-цилиндр – главный компонент, отличающий изделие от механики. Он устроен довольно просто – резервуар с плотной крышкой, внутри которого находится жидкость, поршень, создающий давление и отправляющий жидкость по гидролинии и пружина, возвращающая жидкость и ручку обратно.
Конструкция гидравлики